Резолютивная часть решения оглашена 02.08.2018
В полном объеме решение изготовлено 07.08.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Каральной А.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город", в присутствии представителя Администрации Верхнеуфалейского городского округа Шерстневой Т.В., действующего на основании доверенности от 27.07.2018,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.07.2018 подана жалоба ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки Верхнеуфалейского городского округа (извещение N 0169300027118000151) (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 05.07.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта -1 841 600 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 26.07.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО НИИ "Земля и город" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно установлены критерии оценки заявок на участие в закупке, так как предметом закупки не является произведение градостроительства. В связи с указанными обстоятельствами заказчик должен установить предельный размер стоимостного критерия - не менее 60%, нестоимостного критерия - не менее 40%.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.
В документации о закупке правомерно установлены критерии оценки заявок в соотношении: ценовой критерий - 0%, нестоимостной критерий - 100%, так как предметом закупки является произведение градостроительства, включая описание внешнего и внутреннего облика объекта, его пространственную, планировочную и функциональную организацию, зафиксированную в виде схем или макетов либо описанную иным способом.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Приложении к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Приложение к Правилам) установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок в зависимости от специфики товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки.
В пункте 3 Приложения к Правилам указано, что в случае, если предметом закупки является создание произведений литературы и искусства в отношении объектов, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то предельные величины значимости критериев устанавливаются следующим образом: минимальная значимость стоимостного критерия - 0%, максимальная значимость нестоимостного критерия - 100%.
При этом, пунктом 8 части 7 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к произведениям литературы и искусства относятся произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации).
С учетом изложенного, в случае, если описание объекта закупки включает в себя выполнение работ по созданию произведений архитектуры, градостроительства, в том числе в документации о закупке раскрыто, что представляется собой описание внешнего и внутреннего облика объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированная в виде схем или макетов либо описанная иным способом, то заказчик устанавливает критерии оценки заявок с учетом предельных значений, указанных в пункте 3 Приложения к Правилам.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом закупки является выполнение работ по корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки Верхнеуфалейского городского округа.
В техническом задании документации о закупке указано, что предметом работы является создание произведения градостроительства, включающего:
- внешний и внутренний облик Верхнеуфалейского городского округа, где под внешним обликом подразумевается оптимальный планировочный каркас, формирующий сбалансированную систему расселения округа, а под внутренним обликом - совокупность функциональных зон и объектов, обеспечивающих устойчивое развитие городского округа;
- описание пространственной, планировочной, и функциональной организации Верхнеуфалейского городского округа, зафиксированное в виде схем и иным способом и формализованное в виде градостроительной документации.
Вместе с тем в техническом задании не раскрыто, что подразумевает под собой создание оптимального планировочного каркаса, формирующего сбалансированную систему расселения муниципального района и поселений, в том числе критерии и требования к планировочному каркасу, позволяющие сделать вывод о его оптимальности.
Кроме того, в документации о закупке также не раскрыто, что представляет собой пространственная, планировочная, и функциональная организация Верхнеуфалейского городского округа.
Таким образом, в техническом задании содержатся необъективные требования к исходным данным, необходимым для достижения результата работ в части отсутствия описания оптимального планировочного каркаса, а также пространственной, планировочной, и функциональной организации городского округа, что фактически не позволяет сделать вывод о потребности заказчика в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 50, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из описания объекта закупки не следует, что объектом закупки является деятельность по созданию произведения градостроительства, так как в документации о закупке отсутствует описание внешнего и внутреннего облика объекта, а также его пространственная, планировочная и функциональная организация.
Как следует из пункта 33 информационной карты и Приложения N 2 к документации о закупке заказчиком установлены два критерия оценки заявок на участие в конкурсе: цена контракта - 0%, квалификация участника закупки - 100%, что с учетом неясного описания предмета закупки, не соответствует пункту 8 части 7 статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункту 3 Приложения к Правилам.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает следующее.
Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 110.1 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства, должен содержать условия, согласно которым:
- Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации объекта капитального строительства на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства;
- заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.
Кроме того, частью 1 статьи 1259 ГК РФ предусмотрено, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, а именно: произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.
С учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы, можно прийти к выводу, что отсутствие в проекте контракта условий, регламентирующих объем исключительных прав, который передается заказчику при заключении контракта, предметом которого является создание произведения градостроительства, не позволяет сделать вывод о том, что объектом закупки является создание произведения градостроительства (объект авторских прав).
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования к документам, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении закупки, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о коантрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.
Из технического задания (Приложение к документации о закупке, Приложение N 1 к проекту контракта) следует, что заказчик передает исходные данные в виде цифровых топографических карт городского округа М 1:25000, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, имеющие степень секретности "секретно", и содержащиеся на цифровых топографических картах масштаба 1:25 000 на территорию Верхнеуфалейского городского округа.
Кроме того, в техническом задании в разделе "требования по защите сведений, составляющих государственную тайну" указано, что защита сведений, составляющих государственную тайну, при выполнении совместных работ по муниципальному контракту осуществляется в соответствии со ст.17 Федерального Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.1993 г. N5485-1, п.8 "Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации" от 05.01.2004 г. N3-1, п.8-15 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 г. N 244.
При этом в техническом задании указано, что при передаче сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у работников соответствующего допуска.
Таким образом, в ходе выполнения работ по корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки Верхнеуфалейского городского округа подрядчик будет неизбежно знакомиться со сведениями, составляющими государственную тайну, что требует от участника закупки наличия лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности (не ниже "секретно").
В пунктах 11.2, 11.5 информационной карты документации о закупке указано, что к участникам закупки не установлено условие о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, отсутствие в требованиях к участнику закупки и к составу заявки на участие в конкурсе условия о предоставлении участником закупки лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ России с указанием соответствующей степени секретности, не согласуется с описанием объекта закупки, согласно которому заказчиком в ходе исполнения контракта передаются сведения, составляющие государственную тайну, что противоречит требованиям пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 8 части 7 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 3 Приложения к Правилам.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пунктов 1,4 части 1 статьи 50, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.В. Каральная
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 августа 2018 г. N 496-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2018