Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО АО "ГЮРЗА" (далее Заявитель) на действия заказчика - ГУП КК "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" при проведении электронного аукциона N 0518200001518000102 "Охранные услуги" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО АО "ГЮРЗА" считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): установлено требование о соответствии услуг охраны РД 78.36.003-2002, который утратил силу; необоснованно установлены требования: о наличии лицензии на обслуживание пожарной сигнализации, разрешения на использование каналов радиочастотного центра, полисов обязательного медицинского страхования (медицинские справки N046 или N086У), о согласовании образцов служебной формы, наличие дежурной части в г. Армавире с круглосуточным режимом работы, установка кнопок тревожной сигнализации по дополнительному соглашению, участия в общественных объединениях на профессиональной основе, опыта работы. Также в документации имеются разночтения в части сроков оказания услуг. В нарушении п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, установлено требование о декларировании требованиям, установленным п.п.3-10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком предоставлены пояснения, согласно которым документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе.Статус документа РД 78.36.003-2002 был проверен в сети "Интернет" и является действующим.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГУП КК "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" на официальном сайте ЕИСразмещено извещение и документация электронного аукциона N 0518200001518000102 "Охранные услуги" с начальной (максимальной) ценой контракта - 7 591 766, 40 рублей.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 2 Описание объекта закупки заказчиком установлено требование о соответствии услуг охраны нормативному документу РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств". Данный акт распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые и подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел на территории Российской Федерации. Таким образом, требование заказчика не обоснованно.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Объектом закупки является оказание охранных услуг. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" организации, осуществляющие охранную деятельность должны осуществлять свою деятельность при наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, с разрешенными видами охранных услуг, указанными в приложении к лицензии. Охранным организациям разрешается использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в т.ч. средства оперативной радио- и телефонной связи.
Вместе с тем, в нарушение п.1) ч.1 ст.31, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчик требует о наличии у охранной фирмы лицензии на обслуживание пожарной сигнализации; разрешения на использование каналов радиочастотного центра.
В нарушение п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не указан исчерпывающие перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.В частности требование о предоставлении во второй части заявки лицензии на осуществление частной охраной деятельности с перечень разрешенных видов услуг, необходимых заказчику.
Также в п.1.2.2 Описания объекта закупки заказчик в нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе установил требование к сотрудникам охраны иметь полисы обязательного медицинского страхования (медицинские справки N 046 или N086У). В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Справки формы N 046 не существует, справка N86У является заключением врачебной комиссии о профессиональной пригодности молодого человека, поступающего после окончания школы в училище, институт или устраивающегося на работу.
В п.1.2.4 Описания объекта закупки на исполнителя возложена обязанность быть одетым в служебную форму по сезону, установленного образца, согласованного заказчиком. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Обязанность согласования образцов форменной одежды у охранной организации отсутствует. Указанное требование может привести к дополнительным расходам и затратам.
В нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе в п.2.2.2 Описания объекта закупки установлено требование о наличии дежурной службы в г. Армавире Краснодарского края с круглосуточным режимом работы, имеющей постоянную связь с объектом охраны, наличии радиосвязи между дежурной службой, группой быстрого реагирования и постами охраны с применением разрешенных на использование радио частот Роскомнадзора.
В п.2.2.8 Описания объекта закупки заказчик установил требование: установка кнопок тревожной сигнализации по дополнительному соглашению на каждом посту охраняемого ЧОО объекта (за счет исполнителя), что не является объектом закупки и ограничивает участников закупки.
Также в документации имеются разночтения в части указания сроков оказания услуг.
Заказчик требует участия в общественных объединениях на профессиональной основе или иных общественных и профессиональных объединениях по предоставлению охранных услуг (п.4.7 описания объекта закупки). Данное требование не относится к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам услуг.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе).
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении и документации (Описание объекта закупки п.1.7) заказчиком установлено требование о наличии опыта и деловой репутации. Правительством Российской Федерации не установлены дополнительные требования к участникам закупки при оказании охранных услуг. В связи с чем, требование о наличии опыта и деловой репутации необоснованно.
Также документация составлена без учета изменений, внесенных в Закон о контрактной системе с 01.07.2017 (ст.66, п.11) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования к банковской гарантии). В нарушение п.2) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе требуется декларирование по п.10) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Допущенные заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО АО "ГЮРЗА" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГУП КК "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" нарушение ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.33, ч.6 ст.31, ч.3 ст.31, п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику (аукционной комиссии) - ГУП КК "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N397
по делу N ЭА-1310/2018
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
03 августа 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения по делу N ЭА-1310/2018 от 03.08.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО АО "ГЮРЗА" на действия заказчика - ГУП КК "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" при проведении электронного аукциона N 0518200001518000102 "Охранные услуги" в части нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику - ГУП КК "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.33, ч.6 ст.31, ч.3 ст.31, п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона с учетом требований Закона о контрактной системе и решения по делу N ЭА-1310/2018 от 03.08.2018. Продлить срок подачи заявок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Назначить новую дату подачи, рассмотрения заявок, проведения электронного аукциона;
- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе. Назначить время проведения аукциона.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней с момента его размещения в ЕИС.
Заказчику в письменном виде в срок до 22.08.2018 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае невыполнения предписания в установленный срок Краснодарское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 августа 2018 г. N ЭА-1310/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018