Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии -Меркулова Н.С.- Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей муниципального заказчика администрации МО "Волжский сельсовет" и членов аукционной комиссии Красовской Е.В. (доверенности от 02.08.2018 N532, от 02.08.2018 N533, от 02.08.2018 N530, от 02.08.2018 N531), Бекешевой А.К. (доверенность от 20.07.2018 N521, от 30.07.2018 N523, от 30.07.2018 N522, от 30.07.2018 N520, от 30.07.2018 N523), в отсутствие представителя ООО "Стройцентр" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика администрации МО "Волжский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству парковой зоны по ул. Победы, 21 "б" с.Волжское и дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Почтовая в с. Волжское (реестровый N0325300028718000004) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.07.2018 поступила жалоба Заявителя на действия муниципального заказчика администрации МО "Волжский сельсовет" (далее также Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству парковой зоны по ул. Победы, 21 "б" с.Волжское и дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Почтовая в с. Волжское (реестровый N0325300028718000004).
По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99), поскольку в рамках объекта закупки не предусмотрены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку.
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 14:00 03.08.2018. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя Комиссии Меркулова Н.С.- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя муниципального заказчика администрации МО "Волжский сельсовет" и членов аукционной комиссии Красовской Е.В. (доверенности от 02.08.2018 N532, от 02.08.2018 N533, от 02.08.2018 N530, от 02.08.2018 N531), в отсутствие представителя ООО "Стройцентр" (надлежащим образом уведомлено)
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия установила, что 19.06.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству парковой зоны по ул. Победы, 21 "б" с.Волжское и дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Почтовая в с. Волжское (реестровый N0325300028718000004) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация) (с последними изменениями от 12.07.2018).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований Закона о контрактной системе.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к Постановлению N99.
Согласно пункту 2 приложения N1 к Постановлению N99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N1 к Постановлению N99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Заказчик в п. 1.5.2 аукционной документации установил требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно извещению о проведении аукциона и аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по благоустройству парковой зоны по ул. Победы, 21 "б" с.Волжское и дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Почтовая в с. Волжское.
К основным видам работ по благоустройству территории относятся: уборка территории от грязи, мусора, снега и льда, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега; озеленение территории; ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки); содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры; возведение различных видов ограждений, установка скамеек, фонарей уличного освещения.
Под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Текущий ремонт направлен на восстановление работоспособности или исправного состояния какого-либо объекта и/или восстановления его ресурса.
Исходя из изложенного, благоустройство территории по своей природе относится к работам по текущему ремонту.
Позиция антимонопольного органа подтверждается также письмом Ассоциации-Регионального отраслевого объединения работодателей саморегулируемая организация "Астраханские строители" от 03.08.2018 N01-02/650.
Верховный Суд РФ в решении от 22.08.2016 N АКПИ16-574 указал, что дополнительные требования в виде наличия опыта выполнения работ предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не послужило основанием для признания заявок не соответствующими требованиям аукционной документации Заказчика, Комиссия Управления предписание не выдает.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" и проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству парковой зоны по ул. Победы, 21 "б" с.Волжское и дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Почтовая в с. Волжское (реестровый N0325300028718000004) обоснованной.
2.Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 августа 2018 г. N 303-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018