Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "25" июля 2018 г. N104-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.В. Федотова, на основании обращения Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области от 23.05.2018 N14-20/11583, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика Межрайонной ИФНС России N1 по Астраханской области (адрес: 414041, г.Астрахань, ул.Яблочкова,23) на предмет соблюдения им требований п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок в 2017 году, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В поступившем в Астраханское УФАС России обращении Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области указывается, что Межрайонной ИФНС России N1 по Астраханской области (далее - Заказчик) при осуществлении закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в 2017 году, превышен годовой объем закупок, в пределах которого возможно осуществление закупок в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Из смысла Закона о контрактной системе следует, что в случае превышения установленного указанной лимита заключения контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) заказчик обязан осуществлять определение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством конкурентных способов, таких как конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании - Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В силу , Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В Закона о контрактной системе установлены случаи, при которых заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений.
Из положений о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из документов, представленных Заказчиком, Заказчиком в 2017 году по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключено 100 контрактов на общую сумму 2 872 632,65 рублей, что превышает годовой объем закупок, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 24 Заключил контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму более 2 000 000 рублей и 5 процентов совокупного годового объема закупок Заказчика 18679349,94 рублей.
Таким образом, заключение договоров без применения конкурентных способов при наличии императивной нормы, устанавливающей конкретный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, противоречит принципам, на которых базируются общественные отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, ограничивает доступ всех желающих претендентов к участию в конкретной закупке, а также свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
Вышеуказанные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ.
Основания для выдачи предписания Заказчику отсутствуют.
03.08.2018 в Астраханское УФАС России от Заказчика поступило ходатайство об отложении проведения внеплановой проверки на более поздний срок, в связи с нахождением в очередном отпуске с выездом за пределы Астраханской области ответственного должностного лица Заказчика, а также нахождением в отпуске начальника Межрайонной ИФНС России N1 по Астраханской области.
Комиссия отказывает в удовлетворении вышеуказанного ходатайства, так как ранее Комиссией по ходатайствам Заказчика (письма вх. N6268 от 29.06.2018, N7061 от 24.07.2018) уже дважды откладывалось проведение внеплановой проверки в отношении Заказчика. Кроме того, к ходатайству не приложено каких-либо документов, свидетельствующих об отсутствии у Заказчика возможности обеспечить явку на проведение проверки иного лица, нежели чем лица, указанные в ходатайстве.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать Межрайонную ИФНС России N1 по Астраханской области нарушившей п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика Межрайонной ИФНС России N1 по Астраханской области.
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 августа 2018 г. N 103-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018