Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
"_" - врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии:
от Заявителя - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Аристов А.А. доверенность N 550 от 01.08.2018 г.;
от Уполномоченного органа - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Промсервис" (ИНН 6670413029) на действия Заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3 с углубленным изучением отдельных предметов" (ИНН: 8902008517) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона "Поставка ученических парт и ученических стульев", начальная (максимальная) цена контракта - 2 526 980, 10 рублей, (извещение N 0190300000218000390http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайтhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormI d=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении закупки Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте - 19.07.2018;
2) Дата и время начала подачи заявок - 19.07.2018, 16:27;
3) Дата и время окончания подачи заявок - 30.07.2018, 09:00;
4) Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 31.07.2018.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель сообщает:
1. Заказчик при описании функциональных, технических и иных характеристик ограничил потенциальных участников путем прописывания конкретной продукции одного конкретного Производителя.
2. Заявитель считает, что завышена начальная максимальная цена контракта.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
В техническом задании установлены следующие технические характеристики:
По позиции N 1 Растущая парта, регулируемая с регулировкой по высоте.
Каркас должен базироваться на жёстких опорах, изготовлено из стали толщиной не менее 2 мм. Рабочая поверхность стола должна быть разделена на три функциональные зоны - это стационарная полка шириной не менее 1195 мм и глубиной не менее 195 мм, находящаяся всегда в горизонтальном положении, и две раздельные столешницы. Каждая столешница шириной не менее 600 мм и глубиной не менее 500 мм, изготовленные из ЛДСП толщиной не менее 16 мм, которая должны иметь регулировку угла наклона не менее диапазона от 0 до 45 градусов. Рабочая поверхность по углам должна иметь закругленную форму. Все кромки столешниц должны быть отделаны ударопрочной кромкой. В задней части стола должна быть специальная ниша (полка), служащая для укладки в нем принадлежностей. Для регулировки каркаса стола в опоры должны быть заложены регулировочные ножки с резьбой, что позволяет установить стол на неровном основании. В опоры стола также должны быть интегрированы колесные опоры, позволяющие в случае необходимости с легкостью переместить стол. Опоры изготовлены должны быть из стального профиля. Верхняя и нижняя часть опоры должны образовать телескопическое устройство, должно позволять регулировать высоту стола. Высота стола, соответствие с требованиями ГОСТ 11015-93, должна устанавливается в положениях 520 мм, 580 мм, 640 мм, 700 мм, 760 мм. В нужном положении стол должен устанавливаться фиксаторами и регулироваться без применения специального инструмента. Для предотвращения соскальзывания книг, тетрадей с наклонной поверхности, столешница должна быть оснащена выдвижным упором. Стол должен комплектоваться крючками, устанавливаемыми на боковую поверхность опор, изготовленном из стали. Все металлические элементы каркаса должны иметь порошковое полимерное покрытие. Гарантийный срок, установленный производителем не менее 36 месяцев. Цвет обговариваются по согласованию с заказчиком.
По позиции N 2 Стул регулируемый.
- Сиденье и спинка должна быть литой конструкцией из сверхпрочного пластика, отлитого под высоким давлением.
- Стул должен быть полностью без острых углов, все крепления должны быть скрытыми.
- Форма спинки должна быть эргономичная с поясничной поддержкой. Поверхность должна быть стула текстурированная, нескользящая.
- Необходимо наличие отверстия в спинке для перемещения стула
- Крестовина должна быть изготовлена из металла, покрыта порошковой краской и оснащена заглушками.
- Должна быть возможность замена заглушек на ролики для удобства перемещения стула.
- Наличие механизма регулировки высоты с помощью металлического рычага и газлифта
- Основание для установки сиденья должно быть металлическое, покрытое порошковой краской
- габаритные размеры сиденья не менее 430х430 мм
- высота сиденья: минимальное значение не более 390, максимальное значение не менее 490 мм. ( Не менее 420-520 мм на роликах).
- ширина верхней части спинки не менее 430 мм.
- высота спинки относительно сиденья не менее 380 мм.
- Цвет обговариваются по согласованию с заказчиком.
- Гарантийный срок, установленный производителем не менее 36 месяцев.
Из представленных заказчиком пояснений следует, что при подготовки аукционной документации заказчиком был проанализирован рынок предложений поставляемых товаров и информация о технических характеристиках и ценах на данный товар, полученная из открытых источников. Проанализировав, и проверив информацию, Заказчиком сформулированы технические характеристики товаров, являющихся предметом закупки и начальная цена контракта.
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчиком были представлены запросы предложений поставщикам учебной мебели с приложением технической части описания объекта закупки и полученные на них три коммерческих предложения от ООО "Компания Базис" г. Уфа, ООО "ДМ" г. Уфа, ООО "Учебный мир" г. Сочи с подтверждением поставки объекта закупки с требуемыми характеристиками.
Изучив Техническое задание Комиссия приходит к следующим выводам.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В Техническом задании аукционной документации установлены стандартные показатели растущей парты и регулируемого стула в соответствие с требованиями ГОСТ 11015-93, ГОСТ 16371-2014, ГОСТ 19917-2014.
Кроме того, согласно положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная документация разрабатывается и утверждается Заказчиком, самостоятельно исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законодательством не предусмотрены ограничения по включения в документацию об электронном аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом Заказчик не имеет возможность установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Одной из целей Закона о контрактной системе в сфере закупок является удовлетворение потребностей заказчика в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика.
Соответственно принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на размещение заказа на поставку товара с такими качественными характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам отвечает товар только одного производителя. Иное толкование норм закона означало бы, что заказчики лишались бы доступа к необходимым товарам, вынужденно закупая лишь те товары, которые производятся большим количеством производителей.
При этом законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления Заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара. Требование установлено Заказчиком едино для всех участников закупки, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
Вместе с тем, явку своих представителей на заседание Комиссии Заявитель не обеспечил. Объективные, неоспоримые документарные доказательства, что требования технического задания к поставляемому товару влекут за собой ограничение количества участников закупки в материалы рассматриваемого дела Заявителем также не представлены.
Таким образом, Комиссия по доводу, изложенному в жалобе, нарушений Закона о контрактной системе не установила.
2. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 13 января 2016 г. N ИА/699/16 "По вопросу о проведении проверки действий заказчика в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" в случае нарушения должностными лицами заказчиков требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, сведения о допущенных нарушениях необходимо направлять в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (центральный аппарат или территориальные органы).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена. Функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" переданы Федеральному казначейству.
Учитывая тот факт, что Заявитель обжалует не надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта Комиссия в соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 13 января 2016 г. N ИА/699/16 "По вопросу о проведении проверки действий заказчика в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" оставляет довод жалобы ООО "Промсервис" без рассмотрения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Промсервис" (ИНН 6670413029) на действия Заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3 с углубленным изучением отдельных предметов" (ИНН: 8902008517) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона "Поставка ученических парт и ученических стульев", начальная (максимальная) цена контракта - 2 526 980, 10 рублей, (извещение N 0190300000218000390http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), необоснованной.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 августа 2018 г. N 04-01/328-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018