Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
"_.". - врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
"_.". - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
"_."- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии:
от Заявителя - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Жаворонок И.Н. директор МОУ Школа п. Харп;
от Уполномоченного органа - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Промсервис" (ИНН 6670413029) на действия Заказчика - МОУ Школа п. Харп (ИНН: 8902008468) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона "Поставка, сборка и установка ученической мебели для нужд МОУ Школа п. Харп", начальная (максимальная) цена контракта - 1 676 296 ,36 рублей, (извещение N 0890300004818000408http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайтhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormI d=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении закупки Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте - 26.07.2018;
2) Дата и время начала подачи заявок - 20.07.2018 16:13;
3) Дата и время окончания подачи заявок - 03.08.2018 09:00;
4) Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.08.2018;
5) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 676 296 ,36 рублей.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель сообщает:
1. Заказчик при описании функциональных, технических и иных характеристик ограничил потенциальных участников путем прописывания конкретной продукции одного конкретного Производителя.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
В техническом задании установлены следующие технические характеристики:
п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара,МНН |
Количество (ед. изм.)
|
Показатель (характеристика) Товара, единица измерения |
Разъяснения для участника закупки |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Стол ученический двухместный |
94 шт. |
Ростовая группа по ГОСТ 11015-93 |
номера |
2-6 |
Участник закупки указывает (не меняя формулировок) то значение неизменного показателя, которое установил заказчик. |
Комплектация |
|
Должен иметь по обе стороны два крючка для удобного размещения школьной сумки, две пластиковые пенальницы, углубленные в столешницу, фронтон, расположенный с лицевой части парты |
||||
Материал фронтона |
|
Металлический перфорированный лист |
||||
Механизм регулировки высоты |
|
Подъемный механизм |
||||
Ширина столешницы |
мм |
Не менее 1200 |
||||
Глубина столешницы |
мм |
Не менее 500 |
||||
Материал столешницы |
|
ЛДСП |
||||
Материал обработки торцов столешницы |
|
Кромка ПВХ |
||||
Толщина материала обработки торцов столешницы |
мм |
Не менее 2,0 |
||||
Радиус закругления углов столешницы |
мм |
Не менее 10 |
||||
Толщина столешницы |
мм |
Не менее 16 |
||||
Механизм регулировки наклона столешницы |
|
механизм трансформации, имеющий не менее 6 ступеней. |
||||
Диапазон регулировки наклона столешницы |
град. |
от 0 до 35 |
||||
Цвет столешницы |
|
По согласованию |
||||
Материал основания и подстолья каркаса |
|
Профильная труба |
||||
Размер трубы основания каркаса |
мм |
Не менее 60х30 |
||||
Материал стоек каркаса |
|
Плоскоовальная труба |
||||
Размер трубы нижних стоек каркаса |
мм |
Не менее 60х30 |
||||
Размер трубы верхних стоек каркаса |
мм |
Не менее 50х20 |
||||
Размер трубы подстолья каркаса |
мм |
Не менее 20х20 |
||||
Толщина стенок материала каркаса |
мм |
Не менее 1,5 |
||||
Покрытие каркаса |
|
Полимерно-порошковое |
||||
Цвет каркаса |
|
Антик серебро |
||||
2 |
Стул ученический |
188 шт. |
Ростовая группа по ГОСТ 11016-93 |
номера |
2-6 |
|
Механизм регулировки высоты |
|
Подъемный механизм |
||||
Особенности |
|
стул не вращается вокруг своей оси |
||||
Ширина спинки |
мм |
Не менее 380 |
||||
Высота спинки |
мм |
Не менее 150 |
||||
Ширина сиденья |
мм |
Не менее 380 |
||||
Глубина сиденья |
мм |
Не менее 360 |
||||
Материал спинки и сиденья |
|
Березовая гнутоклееная фанера |
||||
Толщина спинки и сиденья |
мм |
Не менее 8 |
||||
Материал каркаса |
|
Профильные трубы |
||||
Размер трубы основания каркаса |
мм |
Не менее 20х20 |
||||
Размер трубы опоры каркаса |
мм |
Не менее 40х20 |
||||
Толщина трубы каркаса |
мм |
Не менее 1,5 |
||||
Покрытие каркаса |
|
Полимерно-порошковое |
||||
Цвет каркаса |
|
Антик серебро |
Из представленных заказчиком пояснений следует, что при подготовки аукционной документации Заказчиком был проанализирован рынок предложений поставляемых товаров и информация о технических характеристиках и ценах на данный товар, полученная из открытых источников. Проанализировав, и проверив информацию, Заказчиком сформулированы технические характеристики товаров, являющихся предметом закупки и начальная цена контракта.
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчиком были представлены запросы предложений поставщикам учебной мебели с приложением технической части описания объекта закупки и полученные на них три коммерческих предложения из г. Тюмень, г. Барнаул и г. Новокузнецк с подтверждением поставки объекта закупки с требуемыми характеристиками.
Изучив Техническое задание Комиссия приходит к следующим выводам.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации Заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В Техническом задании аукционной документации установлены стандартные показатели стола ученического двухместного и стула ученического в соответствие с требованиями ГОСТ 11015-93, ГОСТ 11016-93, ГОСТ 22046-2002.
Кроме того, согласно положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная документация разрабатывается и утверждается Заказчиком, самостоятельно исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законодательством не предусмотрены ограничения по включения в документацию об электронном аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом Заказчик не имеет возможность установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Одной из целей Закона о контрактной системе в сфере закупок является удовлетворение потребностей заказчика в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика.
Соответственно принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на размещение заказа на поставку товара с такими качественными характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам отвечает товар только одного производителя. Иное толкование норм закона означало бы, что заказчики лишались бы доступа к необходимым товарам, вынужденно закупая лишь те товары, которые производятся большим количеством производителей.
При этом законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления Заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара. Требование установлено Заказчиком едино для всех участников закупки, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
Вместе с тем, явку своих представителей на заседание Комиссии Заявитель не обеспечил. Объективные, неоспоримые документарные доказательства, что требования технического задания к поставляемому товару влекут за собой ограничение количества участников закупки в материалы рассматриваемого дела Заявителем также не представлены.
Таким образом, Комиссия по доводу, изложенному в жалобе, нарушений Закона о контрактной системе не установила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Промсервис" (ИНН 6670413029) на действия Заказчика - МОУ Школа п. Харп (ИНН: 8902008468) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона "Поставка, сборка и установка ученической мебели для нужд МОУ Школа п.Харп", начальная (максимальная) цена контракта - 1 676 296 ,36 рублей, (извещение N 0890300004818000408http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), необоснованной.
Председатель комиссии "_."
Члены комиссии "_."
"_."
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 августа 2018 г. N 04-01/323-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018