Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью СК "МЕГАСтрой" (далее также - ООО СК "МЕГАСтрой", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)", заказчик, конкурсная комиссия): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО СК "МЕГАСтрой" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обследованию здания на объекте: "Капитальный ремонт детской поликлиники в г. Нерюнгри" (изв. N 0316200000118000046), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО СК "МЕГАСтрой".
Из текста жалобы заявителя следует, что в пункте 24 части 2 "Описание объекта закупки" заказчиком установлено неправомерное требование о том, что для исполнения контракта исполнитель должен иметь собственную аккредитованную лабораторию неразрушающего контроля согласно требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в области обеспечения единства измерений в соответствии с согласно ФЗ N 102 от 26.06.2008 (ред. от 13.07.2015) глава 5 ст.19.п.4 (подтверждается копией аттестата аккредитации).
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 02.07.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000,00 руб.;
4) на участие в закупке поступило 3 заявки от участников закупки;
5) 2 заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Пунктом 24 части 2 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" конкурсной документации установлено следующее:
"Для исполнения контракта Исполнитель должен иметь:
- в штате организации не менее двух специалистов состоящие в национальном реестре специалистов в области архитектурно-строительного проектирования (подтверждается копией уведомлением о включении сведений в Национальный реестр специалистов и нотариально заверенной копией трудовой книжки);
- собственную аккредитованную лабораторию неразрушающего контроля согласно требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в области обеспечения единства измерений в соответствии с согласно ФЗ N 102 от 26.06.2008 (ред. от 13.07.2015) глава 5 ст.19.п.4 (подтверждается копией аттестата аккредитации)".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Между тем, обжалуемое заявителем требование не установлено в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации в качестве требования к участникам закупки согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Между тем, заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя. Комиссия отмечает, что из материалов дела следует, что заявителем была подана заявка на участие в открытом конкурсе. Данная заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Частью 4 "Критерии" конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки": наличие специалистов определенного уровня квалификации опыт работы участника (значимость критерия 40%)" установлено, в том числе следующее:
N |
Показатели критерия "Квалификация участников закупки" |
Значение показателя оцениваемого критерия |
Коэффициент значимости, % |
Подтверждающие документы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ |
- наличие до 15 специалистов - 10 баллов, - наличие от 16 до 50 специалистов - 50 баллов, - наличие от 51 и более специалистов - 100 баллов |
40% |
Будет оцениваться количество и состав штатных сотрудников организации, имеющих профильное образование в области гражданского проектирования со стажем работы в должности проектировщика (инженера по проектированию) не менее 3 (трех) лет.
Подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов: - копии дипломов; - справка о квалификационном составе из СРО, в котором участник является членом. - копии трудовой книжки: предоставляются первые и последние листы трудовой книжки, заверенные отдела кадров с отметкой "Работает по настоящее время". |
Из письменного пояснения заказчика следует, что если участник закупки не предоставил информацию о наличии специалистов или 0 (ноль) специалистов, то данному участнику закупки присуждается 0 (ноль) баллов по данному показателю.
Между тем, в конкурсной документации заказчик не установил по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" количество присуждаемых участнику закупки баллов в случае непредоставления информации о наличии специалистов/наличия 0 (ноль) специалистов.
Изучив материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с тем, что конкурсная документация не содержит корректных критериев оценки, что не позволяет определить сведения, подлежащие оценке конкурсной комиссией.
Таким образом, действия заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по установленным нестоимостным критериям оценки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит информацию наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.
В пункте 33 "Требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ" раздела 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации указано следующее: "Установлено".
Между тем, требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено в конкурсной документации.
Заказчиком нарушены пункт 11 части 1 статьи 31, часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Подразделом 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" конкурсной документации установлено следующее:
"Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
1) Сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, включая:
<_>
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ*, а именно:
<_>
участник закупки не является офшорной компанией;
отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией; отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требование о декларировании участниками закупки в составе конкурсной заявки своего соответствия требованиям, установленным пунктами 10, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, в конкурсной документации установлено неправомерное требование о декларировании участниками закупки в составе конкурсной заявки своего соответствия требованиям, установленным пунктами 10, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком нарушена часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
4. Согласно подпункту "о" пункта 1 подраздела 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ С ОГРАНИЧЕННЫМ УЧАСТИЕМ" конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение участника конкурса в отношении объекта закупки (в соответствии с пунктом 2 настоящего подраздела, подразделами 3.1, 3.2), а также в случае закупки товара - предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения и производителе товара, оформленные в соответствии с формой "Предложение в отношении предмета закупки".
"о) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию.
ВНИМАНИЕ: Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, должны быть представлены и подшиты друг за другом в заявке в единой логической последовательности. Например: копия договора N1, акт приемки выполненных работ по договору N1, копия договора N2, акт приемки выполненных работ по договору N2 или копия трудовой книжки Петрова П.П., копия диплома Петрова П.П., копия трудовой книжки Иванова И.И., копия диплома Иванова И.И.".
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. На конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), позволяющее определить открытый конкурс (лот), на участие в котором подается заявка. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Требование о том, что документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, должны быть представлены и подшиты друг за другом в заявке в единой логической последовательности, не предусмотрено частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 24 части 2 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" конкурсной документации установлено следующее:
"Для исполнения контракта Исполнитель должен иметь:
- в штате организации не менее двух специалистов состоящие в национальном реестре специалистов в области архитектурно-строительного проектирования (подтверждается копией уведомлением о включении сведений в Национальный реестр специалистов и нотариально заверенной копией трудовой книжки);
- собственную аккредитованную лабораторию неразрушающего контроля согласно требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в области обеспечения единства измерений в соответствии с согласно ФЗ N 102 от 26.06.2008 (ред. от 13.07.2015) глава 5 ст.19.п.4 (подтверждается копией аттестата аккредитации)".
Между тем, из письменного пояснения заказчика следует, что исполнитель имеет право заключать договоры на привлечение лабораторий для проведения инструментального обследования.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя в собственности аккредитованной лаборатории неразрушающего контроля.
Заказчиком нарушены часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО СК "МЕГАСтрой" необоснованной.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим пункт 11 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 33, пункты 1, 9 части 1, часть 1 статьи 50, части 4, 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 августа 2018 г. N 06-809/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018