Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее - ООО "Строй Лес", заявитель, Общество): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9 имени М.И. Кершенгольца" городского округа "город Якутск" (далее - МОБУ "СОШ N9 им. М.И. Кершеногольца", заказчик): не явились, представлены письменные пояснения;
от уполномоченного органа Окружной Администрации города Якутска (далее - Окружная Администрация г. Якутска, уполномоченный орган): Неустроев Д.Н. (представитель по доверенности)
рассмотрев жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчика МОБУ "СОШ N9 им. Кершенгольца" ГО "г. Якутска", уполномоченного органа Окружной Администрации г. Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в МОБУ "СОШ N9 им. М.И. Кершенгольца" (извещение N 0116300000118000855) проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Строй Лес".
Из текста жалобы ООО "Строй Лес" следует, что, по мнению заявителя, в аукционной документации допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. Заказчик установил неправомерное условие в проекте контракта, аукционной документации к участникам закупки, являющиеся индивидуальными предпринимателями, что при приемке выполненных работ предоставляется счет-фактура.
2. Заказчик установил некорректное требование к товару "Арматура" в таблице "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации.
3. Заказчик установил излишние требования к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известно после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений заказчика следует что не согласны с доводами жалобы.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что не согласен с доводами жалобы.
Комиссия, заслушав лицо, участвовавшее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0116300000118000855 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 26.06.2018 года;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 1 800 000,00 руб.;
5) на участие в электронном аукционе поступило 7 заявок от участников закупки;
6) по итогам рассмотрения первых частей заявок допущено 6 участников электронного аукциона;
7) дата проведения электронного аукциона - 09.07.2018 г.;
8) на момент проведения электронного аукциона поступило 5 предложений о цене контракта;
9) все заявки участников электронного аукциона признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной в силу следующего.
1. Довод в части неправомерного требования счета-фактуры от участника закупки, являющего индивидуальным предпринимателем, при приемке выполненных работ, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 2.9 проекта контракта "оплата выполненных работ по контракту производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после надлежаще оформленного и подписанного сторонами акта по форме КС-2 и предоставления подрядчиком заказчику:
- счета на оплату;
- счета-фактуры;
- справки по форме КС-3".
В пункте 15 Информационной карты аукционной документации установлены аналогичные условия по оплате за выполненные работы.
Следовательно, аукционной документацией предусмотрены порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, вследствие чего нарушение Закона о контрактной системе со стороны заказчика отсутствует.
В соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 1 сентября 2008 г. N 87н, для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета представляют в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания соответствующие акты выполненных работ и счета-фактуры.
Согласно положениям постановления Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления обычных счетов-фактур, содержащих НДС.
На основании пункта 2 раздела 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по этой ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись "без НДС".
Нормативные правовые акты не содержат запретов на выставление счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями, применяющими УСНО
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, в том числе количества участников рассматриваемой закупки, а также, что действия заказчика по установлению таких требований к оплате за выполненные работы нарушают права и законные интересы ООО "Строй Лес".
Таким образом, довод заявителя, согласно которому заказчиком неправомерно установлено требование о представлении подрядчиком расчетно-платежных документов (счета-фактуры) для оплаты заказчиком выполненных работ, признан необоснованным.
2. Довод в части установления некорректного требования к применяемому материалу "Арматура" подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В Описании объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
4 |
Арматура |
- арматура - масса 1 м, кг - 0,395 - количество метров в 1 тн - 2531,65 - площадь поперечного сечения - 0,503 - диаметр профиля, мм - 6-40 - марка стали - 35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс - предел отклонения, % -7,0 |
Таким образом, наименование материала "арматура 8 мм" некорректно по отношению к значениям показателя "диаметр профиля" 6-40 мм, что нарушает часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Строй Лес" признан обоснованным.
Между тем, на момент рассмотрения дела у Комиссии отсутствуют сведения о том, что данное нарушение повлияло на результаты осуществление закупки либо иным образом нарушено чьи-либо права и законные интересы.
3. Довод в части установления излишних требований к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известно после проведения испытаний определенной партии товара после его производства подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что таблица "Требования к основным используемым товарам" Описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
10 |
Грунтовка ГФ-021 |
Степень перетира - 40 мкм Условная вязкость - 45 Время высыхания до третьей степени при t 20°C- 12 часов эластичность при изгибе - 1 мм ударная прочность - 50 см твёрдость плёнки - 0,35 адгезия плёнки - не более 1 балла плотность - 1,25-1,3 кг/л расход на один слой - 60-100 гр. на м2 нелетучих веществ в % - 54-60 |
11 |
Краска БТ-177 |
Внешний вид пленки ровная, без оспин и морщин, серебристая Время высыхания до степени 3 при 20_2 °С, не более 16 ч при 100-110 °С, не более 30 мин Эластичность пленки при изгибе, не более 1 мм Укрывистость невысушенной пленки, не более 300 г/м |
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" действует.
Согласно таблице 1 ГОСТ 25129-82 показатель "Время высыхания до третьей степени" определяется ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания", показатель "прочность пленки при ударе на приборе типа У-1" определяется ГОСТ 4765-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности при ударе", показатель "адгезия пленки" определяется ГОСТ 15140-78 "Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезия".
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) ГОСТ 5631-79 "Лак БТ-577 и краска БТ-177. Технические условия" действует. Согласно таблице 1 ГОСТ 25129-82 показатель "Эластичность пленки при изгибе" определяется в соответствии с ГОСТ 6806-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения эластичности пленки при изгибе" ,
Согласно таблице 2 ГОСТ 5631-79 показатель "Укрывистость невысушенной пленки" определяется в соответствии ГОСТ 8784-75 "Материалы лакокрасочные. Методы определения укрывистости".
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (пункт 1.2.3. Раздела 2 "Инструкции по заполнению заявки" аукционной документации).
Проанализировав вышеуказанные сведения, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что для того чтобы участникам закупки надлежащим образом составить свои аукционные заявки, необходимо проводить испытания товаров (материалов), указанных в техническом задании, а также иметь в наличии указанные товары (материалы).
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
Между тем, на момент рассмотрения дела у Комиссии отсутствуют сведения о том, что данное нарушение повлияло на результаты осуществление закупки либо иным образом нарушено чьи-либо права и законные интересы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчика МОБУ "СОШ N9 им. Кершенгольца" ГО "г. Якутска", уполномоченного органа Окружной Администрации г. Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в МОБУ "СОШ N9 им. М.И. Кершенгольца" (извещение N 0116300000118000855) частично обоснованной. Довод в части установления некорректных требований к товарам\материалам, в части установления излишних требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний признаны обоснованными.
2. Признать заказчика МОБУ "СОШ N9 им. Кершенгольца" ГО "г. Якутска" нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку отсутствуют сведения о том, что данные нарушения повлияли на результат осуществления закупки предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 июля 2018 г. N 06-724/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018