Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_>-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>-государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Колор" (далее- ООО "Колор"):не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заявителя "Механический завод "Восток" (далее - ООО "Механический завод "Восток"):<_> (представитель по доверенности);
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства"(далее-ФКУ Упрдор "Вилюй", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобы ООО "Колор", ООО "Механический завод "Восток" на действия заказчикаФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении конкурса с ограниченным участием на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Сасар-Юрях на км 890+707 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал"через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000122), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобы ООО "Колор", ООО "Механический завод "Восток".
В ходе рассмотрения представитель ООО "Механический завод "Восток" пояснил следующее.
В конкурсной документации содержатся требования, согласно которым для подтверждения квалификации участнику закупки необходимо представить сведения об опыте успешного выполнения участником закупки по завершенным за последние 2 года до даты подачи заявки на участие в конкурсеобъектам, сопоставимым по характеру и объему работ, при этом под успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается выполнение работ по строительству мостов больших и средних, путепроводов, виадуков, эстакад на автомобильных дорогах общего пользования стоимостью контракта (договора) не менее 400 млн руб.
Между тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (пункт 2 приложения N 1) к участнику закупки должно быть установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Считает требование, установленное в конкурсной документации, противоречащим требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В жалобе ООО "Колор" содержится следующее.
1. В конкурсной документации содержатся дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, между тем, в информации, размещенной в единой информационной системе, данные сведения отсутствуют.
2. Заказчиком установлены неправомерные сроки начала и окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации.
Из письменных пояснений ФКУ Упрдор "Вилюй" следует, что заказчик с жалобами не согласен, считает положения конкурсной документации соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0316100000618000122о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru(далее также - ЕИС) -11.07.2018, внесены изменения - 17.07.2018;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием;
3.Начальная (максимальная) цена контракта - 827 910 360,00 руб.;
4. На участие в закупке поступило 2 заявки, на момент рассмотрения дела срок подведения итогов предквалификационного отбора, рассмотрения и оценки заявок не истек;
5. На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Механический завод "Восток" необоснованной на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 2 Постановления N 99 указано, что случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием установлены в Приложении N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн рублей, устанавливаются следующие дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
С учетом изложенного, заказчик осуществил закупку в форме конкурса с ограниченным участием, поскольку предметом закупки является строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Сасар-Юрях на км 890+707 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал"через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия), код позиции КТРУ42.13.20.000: Работы строительные по строительству мостов и тоннелей, начальная (максимальная) цена контракта - 827 910 360,00 руб., а также установил следующие требования к участникам закупки в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсной документации (пункт 8.3):
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"утверждены прилагаемые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчикобязанустановить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Следовательно, учитывая предмет закупки, в данном случае заказчикобязан установить показатель нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Разделом 9 "Требования к предоставлению сведений о квалификации участника закупки" конкурсной документации установлено следующее:
"9.2. Для предоставления Заказчику возможности оценки заявки участника закупки понестоимостному критерию "Квалификация участника закупки" участник конкурса предоставляет следующие сведения:
9.2.1. Опыт успешного выполнения участником закупки по завершенным за последние 2 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе (по дате исполнения контракта) объектам, сопоставимым по характеру и объему работ.
9.2.2. Под успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается выполнение работ по строительству мостов больших и средних, путепроводов, виадуков, эстакад на автомобильных дорогах общего пользования стоимостью контракта (договора) не менее 400 млн руб. Сведения могут быть предоставлены по рекомендуемой форме Ф-3 (Приложение 4 к конкурсной документации).
9.2.3. Сведения необходимо подтвердить копиями контрактов (договоров) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, копиями актов приемки объекта капитального строительства и разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации), а так же копиями актов о приемке выполненных работ (справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, актов выполненных работ по форме КС-2).
9.2.4. Акт приемки объекта капитального строительства должен быть подписан заказчиком и генеральным подрядчиком (подрядчиком) не ранее чем за 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Данный документ должен подтверждать выполнение работ участником закупки, т.е. участник закупки должен выступать в качестве лица, сдавшего объект капитального строительства и подписавшего вышеуказанный акт".
Сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе, Правилами не регламентированы.
Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта. Установленный заказчиком порядок оценки и показатель не является условием допуска к участию в конкурсе, таким образом, при проведении конкурса с ограниченным участием соблюдаются ценовые и неценовые условия конкуренции между участниками закупки. Показатель установлен в соответствии с пунктом 27 Правил и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, спорный критерий оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия считает жалобу ООО "Колор" необоснованной на основании следующего.
1. В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Как установлено выше, Постановлением 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 8.3 конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии спунктом 5 приложения N 2 к Постановлению N 99.
При этом аналогичные дополнительные требования установлены также в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием, как сформированном функционалом ЕИС, так и размещенном в формате".doc".
Таким образом, информация размещенная в ЕИС содержит сведения о установлении к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением N 99, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Необходимо отметить, что в обоснование довода о некорректных сроках предоставления разъяснений положений конкурсной документации, ООО "Колор" ошибочно ссылается на положения статьи 65 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок разъяснений положенийдокументации об электронном аукционе.
Частями 7, 8 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В разделе 13 "Порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления" установлено следующее:
"13.1. Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса Заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Запрос (все документы, имеющие к нему отношение) должен быть составлен на русском языке и содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать: фирменный бланк организации (при наличии), наименование организации или ФИО физического лица - участника конкурса, почтовый адрес, телефоны, адрес электронной почты, регистрационный номер и дата, должность и ФИО лица, подписавшего запрос, подпись. В запросе необходимо указывать разделы (пункты) конкурсной документации, которые участник открытого конкурса просит разъяснить. Допускается направление запроса о даче разъяснений по факсу или адресу электронной почты, указанным в извещении.
13.2. В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника закупки такое разъяснение размещается Заказчиком в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос.
13.3. Разъяснения положений конкурсной документации предоставляются с 11 июля 2018 г. по 30 июля 2018 г.".
Таким образом,сроки начала и окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Механический завод "Восток" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении конкурса с ограниченным участием на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Сасар-Юрях на км 890+707 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал"через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000122)необоснованной.
2. Признать жалобуООО "Колор" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении конкурса с ограниченным участием на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Сасар-Юрях на км 890+707 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал"через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000122)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 августа 2018 г. N 06-851/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2018