Резолютивная часть решения объявлена 01.08.2018 г.
Изготовлено в полном объеме 03.08.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В.- председатель Комиссии, Руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Бадмаев Б.Ю. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
представитель Заказчика - Муниципальное Казенное Учреждение "Харбинская средняя общеобразовательная школа" - Лиджиев В.С. - доверенность б/н от 27.07.2018 г.;
представитель заявителя - ООО "Стройцентр" - отсутствует.
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Стройцентр";
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 25.07.2018 г. поступила жалоба от ООО "Стройцентр" на положения документации Заказчика Муниципальное Казенное Учреждение "Харбинская средняя общеобразовательная школа" электронного аукциона на строительство спортзала МКОУ "Харбинская средняя общеобразовательная школа", реестровый номер извещения N 0305300021218000005.
Заявитель указывает, что положение документации Заказчика не соответствует Закону о контрактной системе.
Уведомлением от 26.07.2018 г. N08/10-92 рассмотрение жалобы ООО "Стройцентр" назначено на 31.07.2018 г. в 16 ч.00 мин. а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Стройцентр".
Представитель Заявителя ООО "Стройцентр" - отсутствует, заявлений, ходатайств не подавал. Представитель Заказчика Муниципальное Казенное Учреждение "Харбинская средняя общеобразовательная школа" явился без доверенности, устных и письменных объяснений не предоставил.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, решила взять перерыв в связи с изучением материалов дела на 15 часов 00 минут 01.08.2018 г.
"01" августа 2018 года Комиссия в том же составе продолжила рассмотрение жалобы по существу. Представитель Заказчика Муниципальное Казенное Учреждение "Харбинская средняя общеобразовательная школа" - Лиджиев В.С. - по доверенности б/н от 27.07.2018 г. Представитель Заявителя ООО "Стройцентр" - отсутствует.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, и проведя внеплановую проверку приходит к следующим выводам:
1. 10.07.2018 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе извещении N 0305300021218000005 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство спортзала МКОУ "Харбинская средняя общеобразовательная школа". Начальная (максимальная) цена контракта - 8 686 0000 (восемь миллионов шестьсот восемьдесят шесть тысяч) руб. 00 коп. Срок окончания подачи заявок: до 26.07.2018 г. 01ч.00 мин. Срок окончания рассмотрения первых частей заявок: 27.07.2018 г. Дата проведения аукциона- 30.07.2018 г.
На рассмотрении жалобы Представитель Заказчика устно и предоставил письменное пояснение с изложением позиций по доводам без номера и без даты, что не согласен с доводами жалобы.
2. Комиссия Калмыцкого УФАС России, изучив жалобу ООО "Стройцентр" и все представленные документы Заказчиком, считает довод жалобы частично обоснованным, по следующим основаниям.
1. Грунтовка битумная под полимерное или резиновое покрытие. Без запаха. При высыхании не выделяет ничего, кроме воды. Битумно полимерный праймер на 30% состоит из воды, 60% - из битума и на 10% - латексы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки требуется использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В документации об Аукционе не установлен ГОСТ по этому пункту.
Также, при описании некоторых материалов, Заказчиком не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, а документация о закупке не содержит обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия Калмыцкого УФАС России не согласилась с возражением заказчика, о том что обоснование необходимости использования других показателей содержится в подробной Инструкции в Приложении N3.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего требования к материалам и не обосновав необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 г. ИА/44536/16 "Об установлении Заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, не ограничиваясь приведенными в решении примерами. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Заказчиком включены в техническое задание аукционной документации требования к товарам, которые становятся известными при испытании определенной партии товара, а также к компонентам товара, нарушающие требование п. 1.ч.1.ст. 33, п. 2.ч.1.ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
2. Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением марки ВВГ нг-LS, с числом жил - 3 и сечением 1,5 мм2. Допустимая температура нагрева жил при токах короткого замыкания не более 160 С. Растягивающее усилие при монтаже не должно превышать 225 Ньютонов. Допустимый ток при прокладке в земле: 27 Ампер. Допустимый ток односекундного короткого замыкания: 170 Ампер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки требуется использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В документации об Аукционе установлены, в том числе требования к материалам о соответствии ГОСТ, а именно ГОСТ 31565-2012 и ГОСТ 15150-69. Заказчик указывает ошибочный ГОСТ 31565-2012 и ГОСТ 15150-69.
Также, при описании некоторых материалов, Заказчиком не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Учитывая изложенное, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего требования к материалам о соответствии ошибочного ГОСТа и не обосновав необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации нарушают пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Труба из полипропилена PN 20/20. Наружный и внутренний слои выполнены из полипропилена (PPR100). Внутренний слой выполнен из того же полипропилена с содержанием фибры17%.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении к описанию объекта закупки документации об Аукционе установлен, следующие требования к товару " Труба из полипропилена PN 20/20":
"Показатели, которые не подлежат изменениям: Наружный и внутренний слои выполнены из полипропилена (PPR100). Внутренний слой выполнен из того же полипропилена с содержанием фибры17%. Внутренний слой содержит краситель красного цвета. Наличие стекловолоконной фибры снижает температурные деформации трубы. Наружный диаметр, мм 20. Толщина стенки, мм 2,8. Внутренний диаметр, мм 14,4. Допуск по диаметру, мм +0,3."
Показатели, которые не изменяются: Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °C, не менее - 2,2 Мпа. Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе характеристики товара (материалов) обусловлены в первую очередь потребностью в приобретении максимально качественных товаров.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно установлено требование к составу заявки, в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, что положения инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, не позволяют сформировать заявку.
Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Документации об аукционе в электронной форме (электронном аукционе) в разделе 2 присутствует Инструкция по заполнению заявки участником закупки.
В "Инструкции по заполнению заявки" Заказчик указал, что Заявка оформляется участником электронного аукциона, при этом в обязательном порядке должна содержать сведения, указанные в п. 2 и п.3 ч. 3 ст. 66 Закона - 44 ФЗ. Подробная инструкция по заполнению заявки указана в приложении N 3 к документации.
Однако, данное Приложение N3 в Документации об аукционе в электронной форме отсутствует.
Учитывая вышеизложенное на основании ч.8 ст.106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" - частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Бадмаев Б.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 1 августа 2018 г. N 08-10-92
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018