Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Сараева Дмитрия Александровича - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Рябенко Галины Олеговны - старшего государственного инспектораотдела контроля закупок, члена Комиссии,
Патрушевой Юлии Константиновны - специалиста первого разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
с участием в заседании представителей:
Заказчик - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: Соколова А.Ю.,
Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Ленинградской области:Базанова Я.И., Волков А.С.,
Заявитель - ООО "Лидергрупп": не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6773 от 27.07.2018) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции улицы Дорожная (в границах от Дороги Жизни до дома N7), Садового переулка и улицы Майской в г. Всеволожске по адресу:Ленинградская область, г. Всеволожск, улица Дорожная (в границах от Дороги жизни до дома N7); Ленинградская область, г. Всеволожск, Садовый переулок; Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Майская(далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация размещены Заказчиком 29.06.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта 50 436 329,00 рублей.
Источник финансирования - Областной бюджет Ленинградской области, Бюджет МО "Всеволожский муниципальный район".
Доводы жалобы Заявителя сводятся к нарушению Заказчиком положений части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в части отсутствия в аукционной документации видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, части 1 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления условия в документации, предусматривающего согласование схем движения на период производства строительно-монтажных работ на Объекте с органами ГИБДД, а также пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащих требований к содержанию заявки.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа на Комиссии пояснили, что установленные требования не противоречат требованиям действующего законодательства. Также представитель Заказчика представил письменные возражения по доводам жалобы.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев жалобу и представленные пояснения сторонами, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Рассмотрев первый довод жалобы о нарушениях Заказчикомтребований постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570, Комиссия признает его обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе,Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (заисключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Комиссией установлено, что в нарушение положений подпункта "а" пункта 2 Постановления N 570, в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
В п. 14.6 документации установлено, что подрядчик обязан выполнить самостоятельно виды и объемы работ, предусмотренные постановлением Правительства от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правилаопределения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, наличие вышеуказанного условия не является надлежащим установлением в документации возможных видов и объемов работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контрактам.
Довод Заказчика о том, что конкретные объемы работвозможно уточнить при заключении контракта, Комиссией не принимается в виду следующего.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 102 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев второй довод жалобы о неправомерном установлении Заказчиком условия в документации, предусматривающего согласование схем движения на период производства строительно-монтажных работ на Объекте с органами ГИБДД, Комиссия установила следующее.
В соответствии с Федеральным законом N 3-ФЗ "О полиции", полиция имеет право требовать от муниципальных органов, проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Согласно п. 4.1.4 "ОДМ 218.6.019-2016. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 02.03.2016 N 303-р) (далее - Отраслевой дорожный методический документ), допускается по согласованию с подразделениями Госавтоинспекции на федеральном уровне в экспериментальных целях в местах производства дорожных работ применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами (пункт 4.6 ГОСТ Р 52289-2004) при наличии согласованных и утвержденных в установленном порядке стандартов организаций (технических условий) фирм-изготовителей соответствующей продукции.
Также, согласно п. 4.2.5 Отраслевого дорожного методического документа, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства дорожных работ осуществляется подразделениями ГИБДД. Владельцами автомобильных дорог осуществляется контроль соответствия организации движения и ограждения мест производства дорожных работ по утвержденной схеме.
Таким образом, Комиссия признала второй довод Заявителя необоснованным.
Относительно третьего довода Заявителя, Комиссия поясняет следующее.
В ч. 4 п. 9.2 документации содержится следующее требование: выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, выданная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в данном аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации (далее - выписка СРО) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Следовательно, Заказчик установил требование в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, поскольку на момент подачи заявок на участие в электронном аукционе, выписка должна быть действующей.
Следовательно, если выписка СРО будет выдана ранее, чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в данном аукционе, то к моменту подачи заявок выписка СРО утратит свое действие.
Кроме того, Заявитель в нарушение положения части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представил в материалы дела доказательств обратного.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидергрупп" обоснованной в части первого довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 102.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения в проект контракта работы, которые надлежит выполнить самостоятельно при заключении контракта.
4. Передать ответственному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии Д.А. Сараев
Члены Комиссии Г.О.Рябенко
Ю.К.Патрушева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 августа 2018 г. N Р/03/963
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018