12.07.2018 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании информации, направленнойООО "РТС-тендер"(далее - Оператор электронной площадки), о наличии денежных средств, блокирование в отношении которых не прекращено Оператором электронной площадки, в соответствии с ПриложениямиNN 1-4 (далее - Аукционы) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от04.04.2018N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступили сведения от Оператора электронной площадки, содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукционов.
Согласно представленным сведениям на момент проведения внеплановой проверки Оператором электронной площадки не прекращено блокирование операций по счетам для обеспечения участия в Аукционах в отношении денежных средств участников Аукционов (согласно Приложениям NN 1-4) в размере обеспечения заявкина участие в закупке.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадкиКомиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукционов (согласно Приложениям NN 1,2) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005
N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона о размещении заказов в случае, если контракт заключен с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Закона о размещении заказовзаключается контракт при уклонении победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта с указанным участником размещения заказа направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 статьи 19 Закона о размещении заказов, а также выписку из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона либо протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок в части определения победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок, уведомление победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта документы.
Согласно части 8 статьи 19 Закона о размещении контракта в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 статьи 19 Закона о размещении заказа, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
При этом, часть 10 статьи 19 Закона о размещении заказа устанавливает, что сведения, предусмотренные частью 3 статьи 19 Закона о размещении заказов, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказа в случае уклонения участника открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта в течение одного рабочего дня со дня внесения сведений о таком участнике открытого аукциона в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказа оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказа блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе в электронной форме такого участника открытого аукциона в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе, перечисляет данные денежные средства заказчику.
На заседании Комиссии установлено, что сведения в отношении участников размещения заказа по Аукционам с номерами извещений 0373100066913000030, 0152300011913001274, 0173100014713000278, 0173100004513004209 решениями территориальных органов ФАС России, ФАС России включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей (далее - Реестр).
Вместе с тем, на дату заседания Комиссии сведения в отношении участников размещения заказов по указанным Аукционам исключены из Реестра в связи с истечением срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что денежные средствав размере обеспечения заявок на участие в Аукционах не перечислены на соответствующие счета заказчиков, в связи с тем, что в адрес Оператора электронной площадки информация о внесении сведений в отношении участников размещения заказов в Реестр не поступала.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что допущено нарушение части 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Также, на заседании Комиссии установлено, что по Аукционам с номерами извещений 0139300027712000326, 0139200000112003423, 0373200257612000001, 0373200250312000001, 0373200270012000001, 0123200000312002205, 0145200000412001004, 0335300000212000684, 0335300000212000685, 0358300001812000345, 0139300027712000597, 0136200003612004609, 0377300000412000066, 0116200007913000555, 0131200001013000528, 0348300176013000091, 0131200001013000935, 0116200007913000996, 0116200007913000997, 0116200007913001210, 0351300078013000002, 0158300007113000054, 0116200007913001926, 0130200002413001170, 0117200001713002669, 0117200001713002693, 0117200001713002696, 0117200001713002700, 0158200000313000025, 0139200000113003443, 0148200000813000016, 0133300001713000576, 0373200005313000190, 0358200004113000033, 0177200000213000795, 0329100005913000455, 0158200000513000190, 0134300063513000003, 0130200002413001775, 0190300004613000439, 0372100053513000084, 0101100000113000060, 0116200007913004371, 0373100104813000011, 0145200000413002102, 0358100002313000158, 0319300086313000027, 0358100002313000164, 0134300008513000311, 0119200000113006815, 0331300057413000129, 0173100004513004360, 0173100004513004361, 0133300001713001170, 0146300031813000011, с участниками размещения заказов контракты не заключены.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадкисообщил, что в адрес Оператора электронной площадки информация о внесении сведении в отношении участников размещения заказов в Реестр не поступала, ввиду чего блокирование денежных средств по счетам участников закупок в размере обеспечения заявок на участие в указанных Аукционах не прекращено.
Согласно сведениям, представленным территориальными органами ФАС России, информация для включения сведений в Реестр в отношении участников закупок уклонившихся от заключения контрактов по указанным Аукционам от заказчиков не поступала. Также Кемеровское УФАС России представило сведения об отсутствии информации о включении/не включении сведений в отношении участников закупок в Реестр.
Кроме того, согласно информации, размещенной в закрытой части Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, по указанным Аукционам сведения в отношении участников закупок, уклонившихся от заключения контракта, в Реестр не включались.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчиков при проведении Аукционов нарушают часть 4 статьи 19 Закона о размещении заказов. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Поскольку отсутствует информация, подтверждающая факт включения сведений об участниках закупок в Реестр, денежные средства в размере обеспечения заявки на участие закупки не подлежат перечислению на счет Заказчиков.
2. Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что по совместным аукционам с номерами извещений 0380200000114004823, 0817200000314009923, 0131300000614003772не всеми заказчиками завершены процедуры закупок.
Согласно пояснениям представителя Оператора электронной площадки по закупке с номером извещения 0380200000114004823 заказчиком
ГБУЗ Республика Хакассия "Абаканская межрайонная клиническая больница",по закупке с номером извещения 0817200000314009923 заказчиком ГБУЗ "Центральная районная больница Суетского района", по закупке с номером извещения 0131300000614003772 заказчиком МБДОУ "Детский сад N 75" не размещены проекты контрактов для подписанияпобедителям указанных процедур закупок.
Таким образом, действия указанных заказчиков нарушают часть 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Вместе с тем, заключить государственный контракт на условиях, установленных положениями закупочной документации, не представляется возможным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Комиссией установлено, что по аукциону с номером извещения 0154200002716002355 Орловским УФАС России 19.12.2016 по делу
N 476-16/03 ТЖ выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены протокола отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона.
Представитель оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Оператором электронной площадки во исполнение предписания Заказчику предоставлена техническая возможность отмены указанного протокола. Вместе с тем, заказчиком указанное предписание не исполнено, в виду чего денежные средства участника закупки заблокированы Оператором электронной площадки.
Таким образом, действия заказчикав части неисполнения предписания нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.При этом, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Также по закупке с номером извещения 0851200000617004065 Новосибирским УФАС России 26.10.2017 по делу N 08-02-391 выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем отмены решения от 18.10.2017 об отказе в принятии банковской гарантии и признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Представителем Оператора электронной площадки предоставлены сведения, согласно которым заказчиком указанное предписание не исполнено, при этом Оператором электронной площадки выполнены действия, предусмотренные предписанием, необходимые для дальнейшего осуществления процедуры закупки.
Таким образом, действия заказчика нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 КоАП.
Вместе с тем, заключить государственный контракт на условиях, установленных положениями закупочной документации, не представляется возможным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2
части 15, пунктом 2 части 22статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение части 12 статьи 41.12 Закона оразмещении заказов при осуществлении закупок, согласно Приложению N 1.
2. Признать нарушение части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок, согласно Приложениям NN 3, 4.
3. Признать нарушение в действиях заказчиков, согласно Приложению N 2 части 4 статьи 19 Закона о размещении заказов.
4. Признать нарушении в действиях заказчиков, согласно приложению N 3 части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
5. Признать нарушение в действиях заказчиков, согласно приложению N 4 пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов, Закона о контрактной системе.
7. Передать материалы дела от 12.07.2018 N П-73/18 соответствующему должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2018 г. N П-73/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2018