Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России, Комиссия) в составе:
<__________..>,
в присутствии: представителяМБОУ "Шаралдайскаясредняя общеобразовательная школа имени И.К. Калашникова"(далее - Заказчик) - <_>(доверенность от 02.08.2018),
в отсутствиепредставителей ООО "Лидергрупп"(далее - Заявитель 1), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
индивидуального предпринимателя<_>(далее - Заявитель 2) и его представителей, уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобы ООО "Лидергрупп" (вх.N4765 от 27.07.2018), ИП <_>(вх.N4767 от 27.07.2018) на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ "Шаралдайская средняя общеобразовательная школа имени И.К. Калашникова", номер закупки 0302300160318000002 (далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
1. Заявитель 1 считает, что ряд положений документации об Аукционе нарушают нормы Закона о контрактной системе.
1.1. В составе приложения N1 к проекту контракта в ведомости объемов работ и требованиях к основным материалам(далее - Требованияк материалам) Заказчик установил требования к показателям товаров, которые противоречат положениям соответствующих технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты).
Так в пункте 14 Требований к материаламустановлены требования к показателям крупного заполнителя бетона, и при этом для выполнения работ Заказчику наряду с тяжелым бетоном требуется использовать бетон мелкозернистый, который согласно положениям ГОСТ 26633-2015 крупный заполнитель не содержит. Указанные обстоятельства позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, противоречащие требованиям Стандарта, и вводят участников закупки в заблуждение.
1.2. Заказчик требует предоставить в составе второй части заявки выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заявитель 1 полагает, что установленное требование к сроку выписки не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, а действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Просит провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
2. Заявитель 2 в жалобе указывает, что документация об Аукционе составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе.
2.1. В Требованияхк материалам Заказчик установил требования к показателям товаров, которые противоречат положениям соответствующих Стандартов.
Так в пункте 11 Требований к материалам установлены требования к пределу прочности при изгибе керамической плитки, которые не соответствуют положениям ГОСТ 6141-91, что не позволяет участникам закупки достоверно указать в своих заявках значения вышеуказанного показателя.
2.2. Заявитель2 считает, что требование Заказчика представить в заявке значение показателей (временное сопротивление разрыву, ударная вязкость) электродов, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, и приводят к нарушению пункта 1 части 1 статьи 33и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.3. Заявитель 2полагает, что в инструкции по заполнению заявки требование Заказчика об указании в первой части заявки количества и единиц измерения товара установлено с нарушениемЗакона о контрактной системе.
Просит провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалоб согласился, признал наличие нарушения Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
29 июня 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0302300160318000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 475 616,72 рублей.
1.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В пункте 14 Требований к материалам установлено "Должен соответствовать ГОСТ 26633-2015. Бетон тяжелый, мелкозернистый_ Крупный заполнитель: щебень из отсевов дробления плотных горных пород, щебень из изверженных пород; щебень из осадочных пород; щебень из метаморфических пород; щебень из гравия; гравий из плотных горных пород. Марка по дробимости крупного заполнителя: не менее 200. Максимальное содержание зерен слабых пород в крупном заполнителе: не более 15 % по массе_".
Довод Заявителя 1 признан обоснованным поскольку согласно пункту 3.3 стандарта ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия"бетон мелкозернистый - это бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3включительно на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе, который не содержит крупного заполнителя.
1.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участнику закупки необходимо подтвердить свое соответствие требованиям, установленным статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим строительство объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, путем представления копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
В пункте 3 раздела 12 документации об Аукционе установлено требование о представлении в составе второй части заявки на участие в аукционе следующего документа: "копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения: а) о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров;б) о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ).".
Указанное требование установлено Заказчиком в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которой вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлен частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации и составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, указанные положения документации об Аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и не нарушают права и законные интересы потенциальных участников закупки.
2.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В пункте 11 Требований к материалам установлено " Керамическая плитка по ГОСТ 6141-91. _; предел прочности при изгибе 45 мПа; _".
Довод Заявителя 2 признан обоснованным поскольку установленное Заказчиком требование к пределу прочности при изгибе 45 миллиПаскаль не соответствует требованиям пункта 1.4.7 и таблицы 6 стандарта ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия", согласно которымпредел прочности при изгибе плиток керамических должен составлять не менее 15,0 МегаПаскаль.
2.2. Руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик при установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров должен учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При изучении Требований к материалам с учётом положений инструкции по заполнению заявкиустановлено, что в документации об Аукционе содержатся излишние требованияк описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе, требование представить сведения о показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства,по следующим позициям:
1) унитаз: механическая прочность, масса брутто;
2) керамическая плитка: водопоглощение,предел прочности,твёрдость по шкале, износоустойчивость, морозостойкость;
3) эмаль: условная вязкость по вискозиметру типа В3-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5) °С, степень перетира;
4) краска водоэмульсионная: массовая доля нелетучих веществ, время высыхания при температуре 20°С;
5) бетон: максимальное содержание зерен слабых пород в крупном заполнителем;
6) хомут: гальваническое покрытие цинком;
7) кабель силовой: монтаж кабеля без предварительного подогрева производится при температуре не ниже -15 градусов, минимально допустимый радиус изгиба кабеля, допустимое растягивающее усилие при монтаже кабеля, длительно допустимая температура нагрева жил при эксплуатации кабеля, максимально допустимая температура нагрева жил при токах короткого замыкания,продолжительность короткого замыкания, предельная температура нагрева жил по условиям невозгорания при коротком замыкании;
8) выключатели автоматические: отключающая способность по EN 60898, номинальное импульсное выдерживаемое напряжение;
9) электроды: временное сопротивление разрыву,ударная вязкость,содержание в наплавленном металле серы и фосфора, максимальный линейный размер пор или шлакового включения;
10) радиатор отопления чугунный: номинальный тепловой поток 1 секции, номинальный тепловой порог;
11) прожектор светодиодный:фактор мощности, коэффициент пульсаций, индекс цветопередачи.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.
Действия Заказчика, установившего излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 22 Требований к материалам установлены требования к электродам, которые как полагает Комиссия Бурятского УФАС Россиине являются строительным материалом, а являются лишь расходным инструментом с помощью которого будут выполняться работы. Следовательно, установление Заказчиком требований к электродам является излишним и не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как следует из положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе. По смыслу положения части 3 статьи 66 Закона данные показатели предназначены для конкретизации товара, предлагаемого участниками электронного аукциона, для сравнения с требованиями к закупаемому товару, установленными заказчиком в документации о закупке. Заказчик в зависимости от своих потребностей должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Вместе с тем, количество товара,используемого при выполнении работ, не являетсяфункциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком и не может быть изменен участником аукциона. Участник, подавая заявку на участие в электронном аукционе, дает согласие на поставку товара, выполнение работ в требуемом объеме.
В Законе о контактной системе отсутствует требование об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе количества материалов, используемых при выполнении работ, а указано о необходимости дать согласие на их выполнение и конкретные показатели используемого товара.
Следовательно, требование Заказчика об указании в первой части заявки количества товараи единиц измерения количества является неправомерным, что нарушает часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. При рассмотрении жалоб в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пунктом 3.30 Административного регламента проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении Аукциона.
По результатам внеплановой проверки выявлено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В нарушение вышеприведенной нормы Закона о контрактной системе в пункте 8 Требований к материалам установлено требование о соответствии трубы канализационной техническим условиям конкретного производителя, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Более того, в пункте 10 Требований к материалам установлено требование о производителе угла ХПВХ - завод"Аделант", что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в пункте 13 Требований к материалам установлено требованиек способу нанесения краски водоэмульсионной "наносится кистью или распылением или валиком", которое не является функциональной, технической, качественной и эксплуатационной характеристикой краски водоэмульсионной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России,
решила:
1. Признать жалобуИП <_>обоснованной.
2. Признать жалобуООО "Лидергрупп" обоснованной в части первого довода.
3. Признать Заказчика нарушившимипункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписаниеоб устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 3 августа 2018 г. N 04-50/429-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2018