Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России, Комиссия) в составе:
<__________..>,
в присутствии: представителяООО "Подъезд К" (далее - Заявитель 1) - <_>(доверенность от 31.07.2018),
представителяМБОУ "Окино-Ключевская средняя общеобразовательная школа"(далее - Заказчик) - <_>(доверенность от 30.05.2018 N2),
представителяРеспубликанского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) - <_>(доверенность от 09.01.2018 Nб/н),
в отсутствиепредставителей ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (далее - Заявитель2), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "Аспект"(далее - Заявитель 3), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "Лидергрупп"(далее - Заявитель 4), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобы ООО "Подъезд К" (вх.N4691 от 25.07.2018), ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (вх.N4710 от 25.07.2018), ООО "Аспект" (вх.N4711 от 25.07.2018), ООО "Лидергрупп" (вх.N4688 от 25.07.2018)на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Окино-Ключевская СОШ", номер закупки 0102200001618003005(далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
1. Заявитель 1 в жалобе указывает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
1.1. В составе приложения N1 к проекту контракта в требованиях к техническим характеристикамиспользуемых материалов (далее - Требования к материалам) Заказчик установил излишние требования к показателям товаров, которые не соответствуют положениям соответствующих технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты).
Так в пунктах 12 и 13 Требований к материалам установлены требования к порокам древесины досок и брусков в соответствии с ГОСТ 8486-86, которые как считает Заявитель согласно пункту 2.7 данного Стандарта могут быть установлены только к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения.
1.2. В пункте 13 Требований к материалам установлены требования к толщине и ширине брусков, которые противоречат положениям пункта 1.2 ГОСТ 8486-86 и таблице ГОСТ 24454-80.
1.3. В пункте 14 Требований к материалам установлены требования к теоретической массе одной тысячи трефовых гвоздей, которые противоречат значениям, предусмотренным ГОСТ 4028-63.
1.4 В пункте 15 Требований к материалам установлены требования к мастике битумной кровельной, которые позволяют указать в заявке показатели, противоречащие положениям ГОСТ 2889-80, чем вводят участников закупки в заблуждение.
Заявитель 1 просит провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
2. Заявитель 2 полагает, что отдельные положения документации об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а также нарушают права участников.
Заявитель 2 считает, что Заказчиком установлены требования к показателям песка, портландцемента, раствора кладочного, мембраны однослойной ветрозащитной гидроизоляционной, антисептика-антипирена, конкретные значения по которым невозможно предоставить, в связи с чем требование Заказчика подробно описать в заявке значение показателя (показателей) и (или) диапазона их значений, так и сохранения неизменного значения, химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, и нарушают пункты 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Просит приостановить закупку, провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
3. Заявитель 3 считает, что установленные Заказчиком требования к показателям портландцемента и антисептика-антипирена,значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, и требование Заказчика подробно описать в заявке значение данных показателей имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, по мнению Заявителя 3 замена большинства цифровых значений буквенными предназначена для введения участников в заблуждение.
Просит приостановить закупку, провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
4. Заявитель 4 в жалобе указывает, что ряд положений документации об Аукционе нарушает нормы Закона о контрактной системе.
4.1. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системев пункте 13 Требований к материаламЗаказчик установил требования о соответствии брусков БП-27 положениям ГОСТ 8486-86 вместо ГОСТ 8242-88.
4.2. В документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявки, так как она не содержит не содержит правил прочтения знака "тире", а при этом указанный знак присутствует в пункте 12 Требований к материалам.
Просит провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, представил пояснения согласно письменным отзывам от 30.07.2018 N175, N176, N177.
Заказчик считает, что действовал в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и просит признать жалобы необоснованными.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что подготовка технического задания осуществлялась Заказчиком, в связи с чем дать пояснения по существу жалоб не представляется возможным.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
27 июня 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0102200001618003005. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 025 000,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанные значения показателей представлены в Требованиях к материалам.
1.1. В пункте 12 Требований к материалам установлено "Доски обрезные хвойных пород. Должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Сорт должен быть III. Гнили, инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и др.), острый обзол не допускается. Длина должна быть четыре - шесть целых пять десятых м. Ширина должна быть семьдесят пять - сто пятьдесят мм. Толщина должна быть тридцать два - сорок мм.".
Впункте 13 Требований к материалам установлено "Бруски для покрытия полов со шпунтом и гребнем из древесины тип БП-27. Должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Гнили, инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и др.), острый обзол не допускается. Толщина должна быть двадцать семь мм. Ширина без гребня должна быть от пятидесяти до шестидесяти мм.".
Довод Заявителя 1 о том, что нормы ограничения пороков, определенные в таблице ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", установлены только к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения, не находит своего подтверждения поскольку согласно пункту 2.2 ГОСТ 8486-86 по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяют на пять сортов (отборный 1, 2, 3, 4-й), а брусья - начетыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице ГОСТ 8486-86, а дополнительные требования к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения, определены в пунктах 2.7.1 и 2.7.2 ГОСТ 8486-86.
1.2. и 4.1. Довод Заявителя 1 о том, что значения толщины и ширины брусков БП-27 противоречат требованиям пункта 1.2 ГОСТ 8486-86 и таблице ГОСТ 24454-80 признан несостоятельным, довод Заявителя 4 о неправомерном требованиио соответствии брусков БП-27 положениям ГОСТ 8486-86 признан обоснованным, а довод Заказчика о том, что ГОСТ 8486-86 распространяет своё действие на бруски БП-27 оставлен без внимания, на основании нижеследующего.
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия"распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и экспорта. При этом указанный стандарт не распространяется на резонансные и авиационные пиломатериалы.
ГОСТ 8242-88 "Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия" распространяется на профильные детали из древесины и древесных материалов для строительства(далее - детали): доски и бруски для покрытия полов, подоконные доски, плинтусы, наличники, поручни и обшивки.
Согласно пункту 1.1 ГОСТ 8242-88 номинальные размеры поперечного сечения деталей, их марки и материал должны соответствовать указанным в таблице 1.
В пункте 2 таблицы 1 ГОСТ 8242-88 указано, что деталь с маркой БП-27 является бруском для покрытия полов и изготовляется из древесины как хвойных, так и лиственных пород, кроме липы и тополя, осина и ольха допускаются только для жилых зданий. Следовательно, требования ГОСТ 8486-86 не могут распространятся на детали из древесины лиственных пород.
Кроме того, ГОСТ 8242-88 и ГОСТ 8486-86 содержат абсолютно различные требования по нормам пороков, влажности, параметрам шероховатости и другим характеристикам древесины.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.3. В пункте 14 Требований к материалам установлено "Гвозди строительные трефовые. Условный диаметр стержня должен быть четыре мм. Длина гвоздя должна быть сто мм. Теоретическая масса одной тысячи гвоздей трефовых, кг должна быть менее одиннадцать целых пять десятых. _".
Согласно пункту 4 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" и приложения к ГОСТ 4028-63 с учётом примечания теоретическая масса одной тысячи гвоздей трефовыхс диаметром стержня 4 мм и длиной гвоздя 100 ммдолжна составлять 8,075 кг.
Таким образом, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей материалов как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, при этом последние (менее 11,5 кг.) противоречат требованиям Стандарта (8,075 кг.), что вводить участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие положениям Стандарта значения показателей (8,1 _ 11,4 кг.).
1.4 В пункте 15 Требований к материалам установлено "Мастика битумная кровельная горячая. Должна соответствовать ГОСТ 2889-80. _ Марка: МБК-Г-55 или МБК-Г-65 или МБК-Г-75 или МБК-Г-85. Должна быть с антисептирующими добавками для улучшения защиты от воздействия негативных внешних факторов или без добавок.".
Согласно пункту 1.2 ГОСТ 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия" условное обозначение марок мастики состоит из ее названия - мастикабитумная кровельная горячая и цифры, обозначающей теплостойкость мастики определенной марки.В обозначение марок мастики с добавками антисептиков или гербицидов после обозначения теплостойкости добавляют соответственно букву А или Г.
Следовательно, установленный Заказчиком перечень марок мастик исключает возможность использования мастики битумной кровельной с антисептирующими добавками, но при этом в требованиях возможность предложить такую мастику для использования предусмотрена.
Таким образом, довод Заявителя 1 признан обоснованным.
2. Доводы Заявителя 2 и Заявителя 3 о том, что установленные требования к показателям песка, портландцемента, раствора кладочного, мембраны однослойной ветрозащитной гидроизоляционной, антисептика-антипирена, конкретные значения по которым становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, влекут за собой ограничение количества участников закупки, признан необоснованным в силу следующего.
В инструкции по заполнению первой части заявки (в приложении N1 к проекту контракта) указано, что в случае, если участник закупки не имеет товар в наличии указанные значения предоставляются в виде конкретного значения (значение которое не может изменяться), предусмотренного технической документацией, техническим стандартом на товар, в виде диапазона значений показателя, предусмотренного технической документацией, техническим стандартом на товар, в виде минимального или максимального значения показателя, предусмотренного технической документацией, техническим стандартом на товар.
Таким образом, Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки, конкретных значений показателей результатов испытаний, и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
3. Довод Заявителя3 о том, что замена большинства цифровых значений буквенными предназначена для введения введении участников в заблуждениепризнается необоснованнымпоскольку текст жалобы не содержит сведений, исходя из которых можно сделать такой вывод. На заседании представители Заявителя 3 не явились, доказательств в подтверждение своего довода не представили.
4.2.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по ее заполнению.
Довод Заявителя 4 о том, что в аукционной документации надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок не находит своего подтверждения.
В составе приложения N1 к проекту контрактапредставлена инструкцияпо заполнению первой части заявки.
В пункте 12 Требований к материалам требования к длине, ширине и толщине досок, указанные через символ тире, применены Заказчиком в общепринятом толковании, определяются однозначно и не допускают неоднозначных толкований.
5.Для участия в Аукционе подано десять заявок на участие.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участиев электронном аукционе от 31.07.2018 6 участников закупки, подавшие заявки на участие в аукционе, допущены к участию в аукционе.
На основании информации, содержащейся в первых частях всех заявок на участие в Аукционе, с учётом того, что допущенные Заказчиком нарушения не являлись для четырёх заявок основанием для отказа в допуске к участию, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что данные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты Аукциона и в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение не выдавать предписание об устранении вышеуказанных допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Бурятского УФАС России,
решила:
1. Признать жалобы ООО "Ремточстрой Инжиниринг", ООО "Аспект"необоснованными.
2. Признать жалобыООО "Подъезд К", ООО "Лидергрупп"частично обоснованными.
3. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими частьпункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результаты Аукциона предписание не выдавать.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 1 августа 2018 г. N 04-50/423-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018