Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок(далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N 535 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Гранд Регион Строй"(далее - Заявитель):
рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 19758-ЭП/18 от 03.08.2018) на действия аукционной комиссии Заказчикапри определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукционана выполнение ремонтных работ(далее-аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверкина основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот05.04.2013N 44-ФЗ"Оконтрактнойсистемевсферезакупоктоваров,работ, услугдля обеспечениягосударственныхимуниципальныхнужд"(далее-Законоконтрактнойсист еме),АдминистративногорегламентаФедеральной антимонопольнойслужбыпо исполнению государственной функциипо рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственныхи муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукционаразмещено 19.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещенияN 0372200110218000024. Начальная (максимальная) цена контракта- 2 852 161,09 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части отказа в допуске к участию в аукционе первой части его заявки.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколурассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.07.2018 N0372200110218000024-1 первой части заявки Заявителя (номер 68) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ
(В заявке представлены конкретные показатели, не соответствующие требованиям, установленным в документации об электронном аукционе в части Приложения N2 к техническому заданию, а именно: Товар- грунтовка тип 1- Показатель "степень перетира" В соответствие с требованием технического задания: не более 40 мкм. (участник закупки указывает показатель в точном соответствии с формой со словами "не более" установленной заказчиком) В заявке: 40 мкм Товар- грунтовка тип 1- Показатель "Время высыхания до степени 3 при (105_5) °С" В соответствие с требованием технического задания: не более 35 мин. (участник закупки указывает показатель в точном соответствии с формой со словами "не более" установленной заказчиком) В заявке: 35 мин Товар- краска тип 1- Показатель "Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С" В соответствие с требованием технического задания: не более 1,0 ч. (участник закупки указывает показатель в точном соответствии с формой со словами "не более" установленной заказчиком) В заявке: 1,0 ч. Товар- грунтовка тип 2- Показатель "степень перетира" В соответствие с требованием технического задания: не более 40 мкм. (участник закупки указывает показатель в точном соответствии с формой со словами "не более" установленной заказчиком) В заявке: 40 мкм Товар- грунтовка тип 2- Показатель "Время высыхания до степени 3 при (105_5) °С" В соответствие с требованием технического задания: не более 35 мин. (участник закупки указывает показатель в точном соответствии с формой со словами "не более" установленной заказчиком) В заявке: 35 мин)"
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Например, согласно п. 3 "Грунтовка тип 1" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Степень перетираНе более 40 мкм. Время высыхания до степени 3 при (105_5) °С не более 35 мин".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция установлена Заказчиком в разделе 5 Части III документации о закупке, согласно которой указано, что требования к значениям показателя со словами "не более" которые относятся к показателям для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, по данному показателю участник закупки указывает показатель в точном соответствии с формой со словами "не более" установленной заказчиком и не вправе как либо изменять данный показатель.
Заявителем в первой части заявки указано значение показателя степени перетира - 40 мкм, времени высыхания до степени 3 при (1055) °С - 35 мин.
Таким образом, указаны значения вышеуказанных показателей без использования слов "не более", что изменяет установленные Заказчиком неизменные минимальные значения, а также противоречит требованиям инструкции.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной систем в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению заявки) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе такую заявку.
Следовательно, у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией Заказчика хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, которое признано Комиссией УФАС законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Таким образом, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Инструкция установлена Заказчиком в разделе 5 Части III документации о закупке, согласно которой указано, что требования к значениям показателя со словами "не более" которые относятся к показателям для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, по данному показателю участник закупки указывает показатель в точном соответствии с формой со словами "не более" установленной заказчиком и не вправе как либо изменять данный показатель.
Согласно инструкции Заказчиком также указано: "По данному виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения в порядке, установленном документацией об аукционе.".
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в табличной форме, например, по п. 3 установлены, в том числе следующие требования к товару:
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным стандартами.
Структура Приложения N 2 к Техническому заданию разделяет требования к товарам по видам показателей, в том числе: "Максимальное и/или минимальное значение показателя определенного конкретным значением" и "Показатели (характеристики), для которых значения не могут изменяться".
Например, согласно п. 3 "Грунтовка тип 1" Заказчиком в столбце "Максимальное и/или минимальное значение показателя определенного конкретным значением" таблицы Приложения N 2 к Техническому заданию установлены следующие требования к товару: "Степень перетира Не более 40 мкм. Время высыхания до степени 3 при (1055) °С не более 35 мин".
Таким образом, спорные характеристики с одной стороны относятся к виду показателей, для которых установлены максимальные значения, однако с другой стороны их значения не могут изменяться на основании положений инструкции.
В случае необходимости отражения спорных характеристик со словами "не более" в неизменном виде Заказчик был вправе отнести такие характеристики к виду показателей, значения которых не могут изменяться, и указать их в соответствующем столбце таблицы Приложения N 2 к Техническому заданию, который содержит показатели, которые не могут изменяться.
Кроме того, согласно инструкции Заказчиком также указано: "Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений.".
Значение показателя, представленное в заявке в виде диапазона значений или с использованием слов "не более" допускает множественность значений.
Следовательно, инструкция содержит противоречивый порядок заполнения первой части заявки.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении инструкции, которая не позволяет надлежащим образом определить потребность Заказчика и заполнить первую часть заявки.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гранд Регион Строй" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лицаЗаказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 августа 2018 г. N 44-3772/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2018