Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 19567-ЭП/18 от 01.08.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путём проведения открытого конкурса на поставку мебели для оснащения немонтируемым оборудованием вводного объекта ГБОУ школа N 428 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004918000101. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 566 184,00 рублей.
В жалобе ООО "Альтаир"указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в следующем:
- установление критерия оценки заявок, ограничивающего количество участников закупки,
- неустановление преимуществ организациям инвалидов,
- установление требований к закупаемым товарам, которые могут быть известны только по результатам произведённых испытаний приобретённого участниками товара.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
1. Заявитель полагает, что установленный в документации показатель оценки заявок "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве надлежаще исполненных контрактов (договоров)" является ненадлежащим, поскольку содержит требование к цене такого контракта равное 100% от начальной (максимальной) цены контракта, что, по мнению Заявителя, является завышенным требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки заявок показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Из содержания конкурсной документации следует, что оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются следующие показатели:
1) Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве надлежаще исполненных контрактов (договоров);
2) Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, выраженный в совокупном объеме стоимости надлежаще исполненных контрактов (договоров).
В рамках показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве надлежаще исполненных контрактов (договоров)" будут оцениваться контракты (договоры) по поставке мебели за период 2017-2018 года, цена каждого из которых не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
В рамках показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, выраженный в совокупном объеме стоимости надлежаще исполненных контрактов (договоров)" будут оцениваться контракты (договоры) по поставке мебели за период 2017-2018 года, цена каждого из которых не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе, а также Правила оценки не предъявляют требования, а также не устанавливают ограничения для Заказчика при определении показателя сопоставимости. Кроме того, из содержания документации следует, что не представление документов, подтверждающих опыт участника закупки, не является основанием для отклонения заявки.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в установленном Заказчиком порядке оценки заявок признаков ограничения количества участников закупки, поскольку указанный порядок позволяет конкурировать участникам закупки как по стоимостным, так и не стоимостным критериям закупки. При этом, отсутствие у участника закупки соответствующего опыта не является основанием для отклонения участника закупки от участия в конкурсе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной в указанной части.
2. В жалобе Заявитель также полагает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлены преимущества организациям инвалидов.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе, организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 указанной статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" установлен переченьтоваров, работ, услуг, при закупке которых предоставляютсяпреимущества организациям инвалидов (далее - Перечень).
В частности, Перечень содержит "Мебель для офисов и предприятий торговли" (Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 31.01.1).
ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности(утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) содержит код 31.01 - "Мебель для офисов и предприятий торговли".
Из содержания извещения о проведении рассматриваемого конкурса следует, что в предмет рассматриваемой закупки входят товары с кодом 31.01.X.X, которые включены в группу "Мебель для офисов и предприятий торговли".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае Заказчик должен был предоставить преимущества организациям инвалидов, вместе с тем, в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе Заказчик не предоставил преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также не указал соответствующую информацию о таких преимуществах в извещении о проведении рассматриваемой закупки.
3. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержатьпредусмотренные статьей 51 указанного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, предлагаемых к поставке.
При этом в силу указанной нормы Заказчик вправе предъявлять в документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию.
Например, Заказчиком в отношении товара по позиции N 1 "Блок стульев тип 5" установлены, в том числе, следующие требования: "Предел прочности при растяжении перпендикулярно к пласти материала изготовления каркаса, не менее - не менее 0,3 Мпа".
При этом Комиссия УФАС отмечает, что соответствующие государственные стандарты описывают процесс подготовки и проведения испытаний по определению значений вышеприведенных характеристик, следовательно, конкретные значения данных показателей возможно определить только путем проведения испытаний на определенные партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в конкурсе, в чем усматривается нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
4. Принимая во внимание то, что в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что выявленные в рамках рассмотрения жалобы нарушения повлияли на результаты закупки, а также на права и законные интересы Заявителя Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альтаир" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 29, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку они не повлияли на результаты рассматриваемого конкурса.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 августа 2018 г. N 44-3784/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2018