Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Городской центр рекламы и праздничного оформления" (далее - Заказчик):
ЗАО "ВОЛГОБАЛТ МЕДИА" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 20214-ЭП/18 от 08.08.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на услуги охраны(далее-конкурс),атакжеврезультате проведения внеплановой проверкина основаниип.1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот 05.04.2013N 44-ФЗ"О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услугдля обеспечения государственныхи муниципальныхнужд"(далее-Законоконтрактнойсистеме),Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функциипо рассмотрению жалобна действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссиипо осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадкипри определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственныхи муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.07.2018на официальном сайтеединой информационной системыwww.zakupki.gov.ru, номер извещенияN 0872500000418000053. Начальная (максимальная) цена контракта-16 822 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действияЗаказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательствао контрактной системепо основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Законао контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявкина участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этомне допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствиис Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 13.2.3 раздела 13 Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема": "Значимость показателя = 50 %
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оценивается наличие наибольшего количества предоставленных документов, выданных Заказчиками, с которыми заключены и исполнены (с учетом правопреемства) контракты/договоры (в течение последних 3 (трех) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе) на оказание услуг по праздничному оформлению объектов административно-территориального деления Российской Федерации не ниже внутригородских районов, округов города к городским и государственным праздникам, памятным дням в Российской Федерации.
С целью начисления баллов, комиссией будут учитываться исполненные контракты/договора с ценой контракта не менее 30 (тридцати) % от начальной (максимальной) цены контракта.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" является наибольшее значение показателя, выраженное в наличии исполненных контрактов/договоров.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", определяется по формуле:
НЦБi = КЗ х 100 х (Ki / Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Наличие контракта/договора, подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки:заполненной формой "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (приложение N 6 к Специальной части); заполненной формой "Исполненный контракт/договор" (форма заполняется для каждого контракта/договора) (приложение N 6.1. к Специальной части), копии исполненных контрактов/договоров на оказание услуг по оформлению территорий к праздничным мероприятиям. Контракты/договоры должны включать в себя комплекс услуг по оформлению территорий к праздничным мероприятиям, а именно техническую подготовку оборудования и/или поставку и/или аренду, монтаж оборудования и/или демонтаж оборудования с исполнением в течение последних 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии); копии актов приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг (при наличии) и/или копии накладных (при наличии), составленных в ходе исполнения такого контракта/договора; копий счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с НК РФ); экранная копия страницы информации (принтскрин) с официального ресурса.
Под официальными электронными ресурсами заказчик понимает:
- официальные сайты исполнительных органов государственной и муниципальной власти;
- электронные торговые площадки, входящие в список ассоциации электронных торговых площадок (http://www.aetp.ru/etp/list);
- государственную информационную систему, определяемую положениями ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".".
Согласно доводам Заявителя требование о предоставлении в составе заявки копий счетов-фактур является избыточным.
В соответствии с п. п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерацииналогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:
1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пп. 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются;
1.1) при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза;
2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при наличии обязанности у стороны контракта (договора), предоставляемого в составе конкурсной заявки по оспариваемому критерию, по составлению счетов-фактур, являющихся неотъемлемой частью предоставляемого контракта (договора), установление в порядке оценки требования о предоставлении копии контракта (договора) в полном объеме (в том числе, счетов-фактур) для получения участником закупки максимального количества баллов по показателю не противоречит законодательству о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Согласно доводам Заявителя установление порядка оценки, согласно которому участник закупки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" вправе предоставить только государственные или муниципальные контракты, противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно установленному порядку оценки для получения баллов по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" участник обязан предоставить в составе заявки экранную копию страницы информации (принтскрин) с официального ресурса. При этом в соответствии с положениями конкурсной документации под официальными электронными ресурсами заказчик понимает:
- официальные сайты исполнительных органов государственной и муниципальной власти;
- электронные торговые площадки, входящие в список ассоциации электронных торговых площадок (http://www.aetp.ru/etp/list);
- государственную информационную систему, определяемую положениями ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Следовательно, в соответствии с положениями конкурсной документации контракт (договор) заключенный не в рамках государственного или муниципального контракта и/или не опубликованный в федеральных электронных ресурсах не может являться подтверждением опыта участника закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что исполнение государственных и/или муниципальных контрактов не свидетельствует о большем профессионализме участника закупки. Осуществление работ в рамках гражданско-правового договора, исполнение которого не направлено на обеспечение государственных или муниципальных нужд и/или информация о котором не опубликована в государственных федеральных электронных ресурсах не является основанием для создания неравных условий для участников закупки. Опыт исполнения государственных и муниципальных контрактов является юридически равнозначным опыту исполнения иных гражданско-правовых договоров, а опубликование сведений о контракте (договоре) в федеральных электронных ресурсах не свидетельствует о более высоком опыте участника закупки.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлено нарушениеч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на выбор Заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Всоответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о контрактной системе планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, а также с учетом установленных ст. 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона о контрактной системе в планы закупок включается идентификационный код закупки, определенный в соответствии со ст. 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 5 Порядка формирования идентификационного кода закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 года N 422, структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 30-33 разряды - информация о коде объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемому на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, с детализацией до группы товаров (работ, услуг).
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3) п. 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения: предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).
Таким образом, код по ОКПД2 устанавливается Заказчиком в извещении о проведении закупки на основании сведений, указанных в идентификационном коде в плане закупок.
Согласно извещению о проведении конкурса Заказчиком установлен код по ОКПД2: 93.29.21.000 "Услуги по проведению фейерверков, световых и звуковых представлений".
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 1.2.1 п. 1 раздела 1 Части III документации о закупке целями данной закупки является: централизованное оформление Санкт-Петербурга к празднику "Новый 2019 год и Рождество Христово"
Согласно пп. 1.1.2 п. 5 раздела 1 Части III документации о закупке в предмет закупки включены следующие виды работ (услуг):
N п/п |
Наименование услуг |
Срок исполнения |
1-й этап оказания услуг: подготовительный, монтаж | ||
1 |
Услуги по технической подготовке/изготовлению (далее - подготовке) новогоднего оборудования |
не позднее 26.10.2018 |
2 |
Услуги по монтажу новогоднего оборудования |
с 00.00 часов 27.10.2018 поэтапно, но не позднее 23.59 часов 30.11.2018 |
2-й этап оказания услуг: обслуживание новогоднего оборудования в 2018 году | ||
3 |
Услуги по обслуживанию новогоднего оборудования в 2018 году |
00.00 часов 01.12.2018 до 23.59 часов 31.12.2018 |
3-й этап оказания услуг: обслуживание новогоднего оборудования в 2019 году и демонтаж | ||
4 |
Услуги по обслуживанию новогоднего оборудования в 2019 году |
с 00.00 часов 01.01.2019 до 23.59 часов 14.01.2019 |
5 |
Услуги по демонтажуновогоднего оборудования и сдача на склад Заказчика |
с 00.00 часов 15.01.2019 до 23.59 часов 28.02.2019 |
Комиссия УФАС приходит к выводу, что предмет закупки не включает услуги по осуществлению светового или иного представления. Целью закупки является праздничное оформление города, при этом исполнитель (подрядчик) не осуществляет деятельность, направленную на реализацию и проведение зрелищного мероприятия в виде светового представления.
В соответствии с п. 1.2 Положения о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением губернатораСанкт-Петербургаот 09.12.2000 N 1284-р, массовое культурно-зрелищное мероприятие - зрелищное мероприятие культурного характера (фестиваль, театрализованное представление, карнавал, народное гулянье, концерты и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в спортивных объектах, на близлежащей территории вне объекта или места проведения мероприятий (далее - зона проведения мероприятий).
В соответствии с требованиями технического задания документации о закупке исполнитель (подрядчик) не осуществляет действия по привлечению участников (зрителей) светового представления.
На основании изложенного, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе в части выбора кода по ОКПД2 не в соответствии с предметом закупки.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.99,106 Законао контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "ВОЛГОБАЛТ МЕДИА" частичнообоснованной в части доводов об установлении порядка оценки и выбора кода по ОКПД2 не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 24,п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписаниеоб устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 августа 2018 г. N 44-3862/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2018