Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 262 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
ООО Торговая фирма "АЛГА" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20105/18 от 07.08.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания для нужд государственных бюджетных образовательных учреждений Красносельского района Санкт-Петербурга в 2018-2019 г.г. (извещение номер 0172200005518000085) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.07.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005518000085. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 974 824,00 рублей.
В жалобе ООО Торговая фирма "АЛГА" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащей шкалы оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)";
- установлении ненадлежащего порядка оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)";
- установлении показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" для оценки конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках спорного показателя Заказчиком установлена следующая шкала оценки:
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
100 % /1 |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки |
0 |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов. |
20 |
20 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с неполным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов. |
60 |
60 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с полным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов. |
100 |
100 |
Установленная Заказчиком шкала содержит пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Основания полагать, что установленная шкала оценки нарушает требования законодательства о контрактной системе и Правил на момент заседания Комиссии УФАС - отсутствуют, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Исходя из системного толкования норм п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках спорного показателя Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов (далее - Предложение о качестве) по форме в соответствии с Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации. При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под разделами Предложения о качестве понимаются описание технологии оказания услуг (раздел номер 1), описание контроля качества оказания услуг (раздел номер 2), описание используемого технического и технологического оборудования (раздел номер 3), описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4). В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под объектом закупки понимается оказание услуг по организации питания в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении администрации Красносельского района Санкт-Петербурга.
Непредставление Предложения о качестве или его представление не в соответствии с формой согласно Приложению N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации либо не в соответствии с инструкцией по заполнению данной формы или представление Предложения о качестве, несоответствующего требованиям технического задания настоящей конкурсной документации либо приложений к нему, трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов" в случае, если в таком Предложении о качестве отсутствует два или более раздела Предложения о качестве.
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки с неполным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов" в случае, если в таком Предложении о качестве отсутствует один из разделов Предложения о качестве.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма в соответствии с Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации, составленная в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и содержащая описание всех разделов Предложения о качестве.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под отсутствием раздела Предложения о качестве понимается фактическое отсутствие раздела и информации по нему или не соответствие сведений по разделу требованиям настоящего пункта.
Предложение о качестве должно соответствовать всем требованиям, указанным в техническом задании конкурсной документации и приложениях к нему.
Инструкция по заполнению столбца 1 формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 3", "Строка 4" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается наименование объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать Предложение о качестве. Инструкция по заполнению столбца 3 формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается номер раздела Предложения о качестве, по которому участником закупки предполагается сделать описание и само наименование раздела. Инструкция по заполнению столбца 4 формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации: указываются сведения по соответствующему разделу Предложения о качестве, указанному в столбце 3 этой же строки. Инструкция по заполнению формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части конкурсной документации (общие положения): в рамках одной строки необходимо делать описание только одного раздела предложения о качественных характеристиках объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены в соответствии с настоящей инструкцией.
Термины, используемые в рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
- технология оказания услуг - описание действий, направленных на исполнение контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, включая режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемым техническим и технологическим оборудованием и необходимыми трудовыми ресурсами.
- контроль качества оказания услуг - действия (комплекс мер), направленных на качественное оказание услуг, которые включают в себя методы контроля качества оказания услуг, периодичность осуществления такого контроля, он тесно связан с необходимыми трудовыми ресурсами.
- используемое техническое и технологического оборудование - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для оказания услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием.
- необходимые трудовые ресурсы - рабочая сила, задействованная при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, с указанием профессиональных задач и соответствующей квалификации".
Установленный порядок оценки позволяет оценить исключительно наличие либо отсутствие той или иной информации, однако не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, в части проработанности предложения (степени детализации описания качества оказываемых услуг), в части более предпочтительных методов оказания услуг (какие из предлагаемых участниками к использованию машин, механизмов, приборов, устройств и т.д. обеспечат лучшие условия исполнения контракта), последовательности, порядка и методов оказания услуг, системы контроля качества и т.д.
Таким образом, участники закупки могут предоставить к оценке различные по полноте проработки и детализации сведения, которые будут отличны по методам исполнения, контроля качества (допустимым действующими нормативными документами) и т.д., однако выявить более лучшие условия из них на основании установленного Заказчиком порядка оценки не представляется возможным, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
3. Заявитель оспаривает установление показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)".
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, установление данного показателя не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, а данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Торговая фирма "АЛГА" обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Заместитель председателя Комиссии УФАС |
|
П.В. Яковлев |
Члены Комиссии УФАС
|
|
Г.С. Кузьминкин |
|
|
Д.В. Нечаев |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 августа 2018 г. N 44-3846/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2018