Резолютивная часть решения оглашена 07.08.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии
<_..> заместителя руководителя управления, начальника отдела,
членов Комиссии:
<_.>., заместителя начальника отдела,
<__>., ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу ООО "ХАЙ СИСТЕМ" (далее - общество, заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение сканеров двухмерного штрих-кода для налоговых органов Владимирской области (N0128100000418000016), в открытом заседании в присутствии представителей:
заказчика - УФНС по Владимирской области:
<__> (доверенность от 08.08.2018 Nб/н);
заявителя - ООО "ХАЙ СИСТЕМ":
<_..>(доверенность от 01.08.2018 Nб/н).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ХАЙ СИСТЕМ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение сканеров двухмерного штрих-кода для налоговых органов Владимирской области (N0128100000418000016).
По мнению заявителя, заказчик незаконно снизил предложенную цену контракта на 15 процентов, с 424 569,60 рублей до 360 884,16 рублей.
Также, заказчиком в нарушение требований части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок не указано в протоколе рассмотрения первых частей заявок о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
В обосновании правомерности действий заказчика представитель заявил следующее.
Заказчик руководствовался пунктом 7 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155), в соответствии с которым: "При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта".
Таким образом, заказчик правомерно снизил цену контракта, предложенную победителем на 15%.
Данное решение заказчика подкреплено разъяснениями Минэкономразвития России в письмах от 24.09.2015 NД28и-2868 и от 29.02.2016 NД28и-493.
В документации о проведении электронного аукциона заказчиком было установлено требование об условиях, запретах и ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государств или группы иностранных государств (пункт 28 Информационной карты документации). В данном разделе установлены ограничения и условия допуска товаров, приобретаемых Заказчиком в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N968) и Приказа N155. А также, установлен перечень документов, которые должен предоставить участник аукциона (пункты 7 и 8 общих положений раздел 1).
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России и нормами вышеуказанных нормативных актов заявку с порядковым номером 11 - ООО "БИТБУК" отклонить единой комиссии было не за что, так как условия отклонения четко обозначены пунктами 2 и 3 Постановления N968.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Постановлении N968 является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом соответствующей страны. Согласно Положению, утвержденному приказом Торгово-промышленной палаты РФ от 25.08.2014 N64 документом, подтверждающим происхождение товаров, является сертификат формы СТ-1, выдаваемый уполномоченной Торгово- промышленной палатой РФ. В случае отсутствия в составе заявки на участие в определении поставщика сертификата СТ-1 преимущества участнику закупки не предоставляются, при этом заявка не отклоняется (письмо Минэкономразвития России в письмах от 24.09.2015 NД28и-2868).
Согласно пункту 4 Постановления N 968 в случае если заявка, которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, определены Приказом N155.
Согласно пункту 9 Приказа N155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке:
- требование об указании (декларировании) участником аукциона в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара;
- положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки.
Данные требования заказчиком были установлены в документации на закупку (пункт 28 Информационной карты). Участник - ООО "БИТБУК", предложивший товар российского происхождения данные требования выполнил. Ответственность за достоверность сведений несет ООО "БИТБУК".
Кроме того, ООО "ХАЙ СИСТЕМ", без разногласий подписало со своей стороны контракт на электронной площадке и оплатило обеспечение исполнения контракта, таким образом, согласившись с ценой, указанной в контракте. ООО "ХАИ СИСТЕМ" не воспользовалось своим правом, предусмотренным статьей 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и не разместило на электронной площадке протокол разногласий, в случае наличия разногласий по проекту контракта.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны заказчика при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
28 июня 2018 года в единой информационной системе заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация на приобретение сканеров двухмерного штрих-кода для налоговых органов Владимирской области (N0128100000418000016).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 530 712 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.07.2018 г. победителем было признано ООО "ХАЙ СИСТЕМ", предложившее цену контракта 424 569,60 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено следующее: в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации положений части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок утвержден Приказ N155, который определяет порядок предоставления преференций при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений.
Пунктом 22 извещения и пунктом 28 Информационной карты документации установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
1. Установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 968;
2. Установлены условия допуска товаров происходящих из иностранных государств, для участников, заявки которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом N155.
Постановлением N968 утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления N968 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Ограничение, установленное Постановлением N 968, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 Постановления N968 в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя, страной происхождения которых является Российская Федерация.
Таким образом, в случае, если заявка (окончательное предложение) участника закупки удовлетворяет вышеуказанным условиям пункта 2 Постановления N968, такая заявка признается содержащей предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.
На основании изложенного, при наличии заявок, не содержащих документ, подтверждающий страну происхождения радиоэлектронной продукции, ограничение, установленное Постановлением N 968, не применяется и заявки участников закупки не признаются не соответствующими требованиям и не подлежат отклонению.
На заседании Комиссии установлено, что заявка N11, в которой указано наименование страны происхождения товаров - Россия не содержит документа, подтверждающего страну происхождения радиоэлектронной продукции, в связи с чем, пункт 2 Постановления N 968 не применяется. Данная информация была продекларирована участником электронного аукциона во второй части заявки.
Согласно пункту 3 Приказа N155, участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа.
В силу пункта 7 Приказа N155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к настоящему Приказу N155 Перечне, является декларация участника закупки (пункт 13 Приказа N 155).
Аналогичная информация указана заказчиком в пункте пункта 28 Информационной карты электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 9 Приказа N 155 и пункта 28 Информационной карты электронного аукциона ответственность за достоверность сведений о стране происхождения поставляемого товара, указанного в заявке на участие в электронном аукционе несет участник закупки.
В связи с тем, что в заявке N 11 участника аукциона содержалось предложение о поставке товара российского происхождения, а победителем аукциона представлена заявка, которая содержала предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, к заявителю правомерно применен пункт 7 Приказа путем снижения предложенной победителем электронного аукциона цены контракта на 15 процентов.
Учитывая вышеизложенное, заказчик, действуя в пределах своих полномочий, правомерно применил соответствующие нормы действующего законодательства при определении цены контракта для победителя рассматриваемого аукциона.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Заказчиком по результатам рассмотрения первых частей заявок был оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок от 20.07.2018 N13.
Указанный протокол, в нарушение требований пункта 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не содержит информации о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, довод заявителя нашел свое подтверждение, однако, вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ХАЙ СИСТЕМ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение сканеров двухмерного штрих-кода для налоговых органов Владимирской области (N0128100000418000016) частично обоснованной, в части довода о некорректном оформлении протокола рассмотрения первых частей заявок.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, ввиду того, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 августа 2018 г. N Г 727-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2018