Резолютивная часть оглашена 13.08.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ГАРАНТ" (г. Санкт-Петербург) на положение документации по осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим (N закупки 0128200000118004038), в открытом заседании, в присутствии:
представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (доверенность от 02.10.2017 г. N43), (доверенность от 04.06.2018 г. N 24), (доверенность от 09.08.2018 N 28)
заявителя - ООО "ГАРАНТ" Кондратьева Д.М. (доверенность от 09.08.2018 г. N2).
Уполномоченный орган - департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. 5222 от 10.08.2018).
10.08.2018 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 13.08.2018 (16:20).
В ходе рассмотрения дела N Г 737-04/2018, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
06.08.2018 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ГАРАНТ" (далее - заявитель, общество) на положение документации по осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим (N закупки 0128200000118004038).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок в виду следующего.
Довод N 1.
Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе в сфере закупок.
По мнению Заявителя, заказчик неточно, некорректно описал объект закупки.
И как следствие, вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает их количество.
Заявитель полагает, что в закупочной документации не содержится обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в том числе документального, необходимости обеспечения взаимодействия стойки эндокопической хирургической с генератором электрохирургическим с оборудованием Aesculap.
В целом, заявитель, делает вывод о том, что круг участников закупки N 0128200000118004038 ограничен исключительно теми, кто может поставить продукцию Aesculap.
Довод N 2.
В строках ТЗ 8.6, 8.7, 8.8, 8,9, 8.10, 8.11 указаны требуемые режимы работы эндовидеокамеры (лапароскопия, артроскопия, нейроэндоскопия, урология, фиброрежим, гистероскопия), не являющиеся стандартными режимами для эндовидеокамер.
Заявителю не понятно, что подразумевается под каждым режимом.
По мнению заявителя, заказчик нарушил пункт 2 части 1статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок (в закупочной документации не содержится обоснование необходимости использования нестандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии).
Довод N 3.
Применение заказчиком в пунктах 8.13 и 8.19 нестандартных терминов "Функция динамического усиления" и "Функция управления интенсивностью темного фона" (употребляемые в документации стоек Aesculap) противоречат пункту 2 части 1статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Довод N 4.
Действия заказчика по включению в описание объекта закупки сведений о марке товара и указание на производителя товара являются не обоснованными и нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод N 5.
В пункте 8.4 и пункте 8.9 Проекта договора не учтены последние изменения Закона о контрактной системе.
Довод N 6.
Заявитель считает, что установленные заказчиком в аукционной документации совокупность требований, которые указывают на закупку конкретной торговой марки Aesculap нарушают требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик, в свою очередь, по существу жалобы пояснил следующее.
Касаемо довода N 1.
Указание на совместимость с используемым оборудованием не ограничивает участников закупки, а лишь указывает на факт наличия на балансе и эксплуатации Заказчиком эндоскопического оборудования определенного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе указать на необходимость обеспечения взаимодействия поставляемых товаров с товарами, имеющимися в эксплуатации.
В настоящее время на балансе ГБУЗВО "ОКБ" находится следующий комплект эндоскопического оборудования производства компании Aesculap: источник света, световоды, оптики, блок камеры и головка камеры, набор инструментов и троакаров для общей хирургии.
Касаемо довода N 2.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Установление конкретных характеристик товара обосновано характером его эксплуатации.
Технические требования к блоку видеокамеры, указанные в пунктах 8.6- 8.11 технического задания отражают возможность видеокамеры работать с разными диаметрами оптик в различных клинических областях. Таким образом, пользователь имеет возможность использовать заводские настройки камеры с учетом области применения и создавать собственные в соответствии с клиническими потребностями. Такие возможности реализованы в видеокамерах многих отечественных и зарубежных производителей эндоскопического оборудования т.е. указание на клинические области применения камеры не является чем-то уникальным.
В техническом задании указана возможность использования камеры в следующих режимах:
- Лапароскопия.
- Артроскопия и нейроэндоскопия.
То же касается режимов для урологии, гинекологии и режима работы с гибкими оптиками (фиброрежим).
Указание данных режимов обусловлено многопрофильностью лечебного учреждения (ГБУЗВО "ОКБ").
Касаемо довода N 3.
Заказчик указал, что установление конкретных характеристик товара обосновано характером его эксплуатации.
Настройки любой современной видеокамеры включают в себя возможность изменения следующих параметров: цветность, яркость, контрастность, настройки фона, степени устранения цифрового шума и прочие. Производители медицинских систем визуализации в разных формулировках обозначают возможности настройки своего оборудования. В данном случае, под понятием "Функция динамического усиления" имеется в виду настройка цветности и яркости в соответствии с уровнем освещенности.
Касаемо довода N 4.
Во исполнение предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок ГБУЗВО "ОКБ" приказом от 26.06.2018 г N 620-КС внесены изменения в извещение и в документацию. Изменения касались исключения всех указаний на товарный знак и включения эксплуатационной характеристики о совместимости с используемым в учреждении оборудованием "Aesculap".
Касаемо довода N 5.
Документация о проведении электронного аукциона была направлена ГБУЗВО "ОКБ" уполномоченному органу для размещения на единой электронной торговой площадке еще 23.04.2018 г, т.е. до вступления в силу изменений Закона о контрактной системе. Поэтому договор прикреплен в старой редакции.
Касаемо довода N 6.
В ходе составления документации к аукциону ГБУЗ ВО "ОКБ" был проведен мониторинг соответствующего рынка, который подтвердил наличие необходимого оборудования как минимум трех поставщиков.
Таким образом, ГБУЗ ВО "ОКБ" считает, что в техническом задании не усматривается нарушений положений Закона о контрактной системе. Информация о торгах в виде извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликована на официальном сайте в сети Интернет, принимать участие в торгах может любое юридическое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке оборудования, готовое поставить оборудование, отвечающее требованиям документации об аукционе и удовлетворяющее потребностям Заказчика.
Кроме того, в дополнении к отзыву заказчик предоставил запрос (N ОКБ-3029-01-06 от 10.08.2018 г.) к дистрибьютору продукции "Карл Шторц СЕ и Ко. КГ" (страна происхождение -ГЕРМАНИЯ).
Данное письмо содержит подтверждение соответствия параметров, указанных в техническом задании по осуществлению закупки стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" оборудованию производства компании "Карл Шторц СЕ и Ко. КГ" (страна происхождение -ГЕРМАНИЯ).
Представитель уполномоченного органа по доводам жалобы заявителя в отзыве пояснил следующее.
В соответствии с п. 2.2.1., п. 2.2.6., п. 2.2.9. постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, а также разъясняют положения документации о закупках по запросу участника закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документация о проведении данного электронного аукциона утверждена приказом руководителя контрактной службы отдела контрактной службы ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница".
В соответствии с п. 2.1.12 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган Владимирской области осуществляет размещение в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/ документации о закупке.
Согласно п. 2.1.8. Порядка взаимодействия, указанные документы были рассмотрены в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Федеральному закону N 44-ФЗ и размещены департаментом на официальном сайте 14.05.2018, реестровый номер извещения 0128200000118004038.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.05.2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) http://zakupki.gov.ru размещена документация о проведении электронного аукциона на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим (далее - закупка N 0128200000118004038).
20.07.2018 Размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 20.07.2018 NИИ4".
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 806 743,67 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки требуется использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Доводы Заявителя о том, что требования к объекту закупки установлены некорректно, вводят участников закупки в заблуждение, в целом нарушают требования статьи 33 Закона о контрактной системе подтверждения не нашли.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такой товар, который отвечает именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Заказчиком при описании объекта закупки учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение получателя (ГБУЗ ВО "ОКБ") исправным медицинским оборудованием, необходимым для обеспечения прав граждан на своевременную, качественную и высокотехнологическую медицинскую помощь; при описании объекта закупки использовались объективные характеристики, соответствующие указанной потребности заказчика.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, а равно привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах жалобы отсутствуют. При этом установление заказчиком в аукционной документации характеристик объекта закупки не только соответствует требованиям к описанию объекта закупки, установленным Законом о контрактной системе, но и обусловлено объективными причинами.
Комиссия принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Относительно довода заявителя о не внесении заказчиком последних изменений Закона о контрактной системе в пункты 8.4 и 8.9 Проекта контракта принято во внимание следующее.
Приказом "Об утверждении документации об электронном аукционе для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница"" от 23 апреля 2018 года N 382-КС на право заключить гражданско-правовой договор на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим утверждена данная закупка.
Первоначальное размещение на официальном сайте Единой информационной системы данной закупки было 14.05.2018 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГАРАНТ" (г.Санкт-Петербург) на положение документации по осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим (N закупки 0128200000118004038) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 августа 2018 г. N Г 737-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2018