Резолютивная часть оглашена
08.08.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "МК ФАКТОРИАЛ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" в 2018 году (извещение N 0142200001318009230, начальная (максимальная) цена контракта - 6 998 385,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "МК ФАКТОРИАЛ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" в 2018 году (извещение N 0142200001318009230, начальная (максимальная) цена контракта - 6 998 385,00 руб.).
Согласно доводам жалобы ООО "МК ФАКТОРИАЛ" следует:
1. Заказчиком в техническом задании объединены разные группы товаров, функционально и технологически не взаимосвязаны.
2. Наименования закупаемых Заказчиком медицинских изделий не соответствуют указанному Заказчиком коду ОКПД2.
3. В техническом задании на насос инфузионный шприцевой установлено требование, которое не позволяет предложить эквивалентный товар, связи с чем приобретение указанных насосов необходимо проводить отдельной закупкой во избежание ограничения конкуренции.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, признать положения документации об электронном аукционе несоответствующими закону.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа против довода Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При определении поставщика Заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания, допускается также возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой, если такое формирование лота не противоречит положениям ст.17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Главная специфика родильного отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" - оказание специализированной медицинской помощи пациенткам, страдающим заболеваниями сердечно-сосудитой системы: гипертонической болезнью, врожденными и приобретенными пороками сердца, нарушениями сердечного ритма. У женщин с высокой степенью риска развития осложнений со стороны сердца, роды ведутся совместно с анестезиологом, кардиологом, кардиохирургом.
Оборудование, закупаемое посредством данного электронного аукциона, имеет технологическую связь в процессе родовспоможения и реабилитации в родильном отделении государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер", а именно:
- родоразрешение происходит на специальном гинекологическом кресле в родовом зале, где рабочее операционное поле должно быть оснащено операционным светильником;
- для обезболивания и сокращения матки во время родов пациенткам необходимо постоянное введение лекарственных средств с определенной скоростью, для этого используется шприцевой насос;
- в 23% случаев во время родов у рожениц происходит фибрилляция желудков, для восстановления ритма сердечных сокращений необходимо оказание экстренной помощи с использованием дефибриллятора;
- монитор (фетальный) следит за жизненными функциями роженицы и плода во время всего процесса родов с родовом зале, регистрирует сердечный ритм, шевеления плода, а также сократительную деятельность матки;
- почти 50% младенцев рождаются с признаками желтухи. Повышение у новорожденного билирубина может приобрести патологическую форму, так как билирубин - токсичное вещество, которое взаимодействует на нервную систему, вызывая "ядерную желтуху". Помимо физиологической желтухи существует патологические формы: конъюгационная наследственная желтуха, гемолитическая болезнь новорожденных, инфекционно-токсические печеночные желтухи. Одним из самых эффективных методов снижения токсичности билирубина является светолечение, или фототерапия. Облучатель фототерапии и система фототерапии необходимы для снижения билирубина у новорожденных;
- система обогрева пациента используется для предотвращения непреднамеренной периоперационной гипотермии и связанных с ней осложнений у взрослых и неонатальных пациентов. Обеспечивает эффективное поддержание нормотермии до, во время и после операции. Даже гипотермия средней тяжести может вызвать серьезные осложнения и существенно замедлить процесс восстанолвения, что негативно сказывается и на здоровье пациентов.
В состав данного лота входит медицинское оборудование, которое используется в одном технологическом процессе и является для Заказчика клинически значимым.
Требования документации электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" в 2018 году не ограничивают конкуренцию, так как в документации электронного аукциона указано, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, то есть участниками торгов могут являться не только производители товара, а любые хозяйствующие субъекты, которые для участия в аукционе могут закупить необходимые товары, как у непосредственных производителей, так и официальных дилеров товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Государственный заказ сформирован в соответствии с потребностями конечного получателя, а не возможностями отдельных коммерческих организаций.
На основании этого, данный довод жалобы ООО "МК ФАКТОРИАЛ" следует признать необоснованным.
2. Согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при применении перечня (приложение N1, 2 к приказу) следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием медицинского изделия указанного кода.
Заказчик прописал коды медицинского оборудования согласно кодам ОКПД2 перечня N1 постановления.
Насос инфузионный шприцевой соответствует коду ОКПД2 32.50.21.112 "Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, в том числе с микрофильтром". При формировании лота через региональную систему данный код интегрируется как "Оборудование терапевтическое".
Гинекологическое кресло с санитарным оснащением соответствует коду ОКПД2 32.50.22.129 "Кресла-стулья с санитарным оснащением".
При формировании лота через региональную систему данный код интегрируется как "Приспособления ортопедические прочие".
При формировании лота через региональную систему данный код интегрируется как "Светильники" и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки. Заказчик присвоил код ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
Все коды ОКПД2 соответствуют перечню N1 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель не предоставил доказательств неправильного применения кодов ОКПД2 Заказчиком.
Поставка насосов иностранного производства не запрещена постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд": в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании этого, данный довод жалобы ООО "МК ФАКТОРИАЛ" следует признать необоснованным.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, довод ООО "МК "ФАКТОРИАЛ" признан необоснованным.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
В рамках электронного аукциона поступило три коммерческих предложения, позволяющие удовлетворить требования Заказчика.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК ФАКТОРИАЛ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 августа 2018 г. N 998-13815-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2018