Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии Мурманского УФАС России - Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Фирсовой Н.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Клименковой А.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии:
представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Заказчик) Хряниной А.М. (по доверенности), Ермаковой А.В. (по доверенности),
без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт", Общества, Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту служебного дома по адресу: Мурманская область, Кольский район, ГМС "Перевал", лит. А (номер извещения 0349100008818000073) (далее - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.08.2018 ООО "Контракт" обратилось в Мурманское УФАС России с жалобой на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Из существа жалобы следует, что Заказчиком установлены сокращенные сроки дачи разъяснений положений аукционной документации, а также сокращенные сроки подачи заявок на участие в аукционе. Кроме того, Заявитель указывает на нарушения Заказчиком правил подготовки документации о закупке, которые, по мнению Общества, ограничивают количество участников торгов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 00 минут 10.08.2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, ознакомившись с возражениями представителя Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
23.07.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение, Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Наименование объекта закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту служебного дома по адресу: Мурманская область, Кольский район, ГМС "Перевал", лит. А.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В документации Заказчиком были установлены следующие сроки:
дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации - 23.07.2018.
окончание срока подачи заявок на участие в аукционе: 06.08.2018
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации 02.08.2018 (тремя днями до подачи запроса о даче разъяснений положений документации являются: 05.08.2018, 04.08.2018, 03.08.2018, последним днем подачи запроса на разъяснения является 02.08.2018), что соответствует части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, Заказчик размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона было опубликовано в ЕИС 23.07.2018. Как было отмечено ранее, окончание срока подачи заявок на участие в аукционе: 06.08.2018. Следовательно, количество дней для подачи заявок было сокращено. Однако в процессе заседания Комиссии Мурманского УФАС России Заказчиком были представлены доказательства, подтверждающие факт отправки извещения 20.07.2018 в 16:07. В процессе заседания Комиссии Мурманского УФАС России было установлено, что в ходе проверочных мероприятий Управлением Федерального казначейства была произведена задержка публикации информации в ЕИС, таким образом, извещение о проведении электронного аукциона было размещено 23.07.2018 в 9:23.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Мурманского УФАС России не усматривает нарушений требований Закона о контрактной системе в части установления сроков направления запроса о даче разъяснений положений данной документации, а также сокращенных сроков подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Довод Заявителя о том, что Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ограничив возможность участия Заявителя в качестве поставщика, является необоснованным. Так как характеристика влажности доски (не более 22% влажности), использованная Заказчиком при описании объекта закупки установлена "ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (далее - ГОСТ 8486-86). При предложении характеристик в первой части заявки участнику необходимо было указать на соответствие указанной характеристики.
Применение в строительстве сухих (влажностью не более 22%) пиломатериалов обеспечивает на обязательной основе соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил).
Для подтверждения соответствия используемого товара требованиям ГОСТ 8486-86, указанным в техническом задании, участниками закупки могут быть предоставлены паспорта, сертификаты соответствия, либо иная техническая документация на все используемые в процессе выполнения работ строительные материалы (пункт 11 части 4 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе). Предварительное приобретение партии материалов, а тем более проведение испытаний не требуется.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив документацию и ГОСТ, сделала вывод о том, что данный показатель влажности, является необходимым и существенным для Заказчика. Заявитель неверно сделал вывод о том, что показатель влажности, устанавливается только при испытании, поскольку данный показатель фактически указывает на то, что доска должна быть сухой.
Таким образом, Использование Заказчиком значения показателя "влажность не более 22 %: соответствие" не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Следовательно, установленные правила описания объекта закупки обязывают заказчиков описывать объект закупки таким образом, чтобы это не только позволяло участвовать в закупке потенциальным поставщикам товара, но и позволило самому заказчику приобрести товар, который будет соответствовать заявленным характеристикам и удовлетворять его потребностям для осуществления деятельности.
Требование в документации по цвету поставляемого товара "цвет по согласованию с Заказчиком" не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены.
Таким образом, Использование Заказчиком в документации "Цвет по согласованию с Заказчиком" противоречит положению пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно устанавливает причину увеличения сроков исполнения обязательств, чем нарушает часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Допускается включить в проект договора условие о том, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок выполнения обязательств соразмерно отодвигается на время действия этих обстоятельств.
Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
При этом, учитывая, что допущенные в аукционной документации нарушения, не повлияли на допуск участников закупки, Комиссия Мурманского УФАС России приняла решение предписание не выдавать.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту служебного дома по адресу: Мурманская область, Кольский район, ГМС "Перевал", лит. А (0349100008818000073) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя
Комиссии Мурманского УФАС России К.Ф. Воронина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС России Н.М. Фирсова
А.В. Клименкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 10 августа 2018 г. N 06-10/18-199
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2018