Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии индивидуального предпринимателя Тихомирова Ю.А., личность удостоверена по паспорту;
в отсутствии представителей заказчика, уведомленного надлежащим образом, на основании приказа Сахалинского УФАС России от 31.07.2018 N 215 о проведении внеплановой проверки закупки по объекту: "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях с. Восход муниципального образования "Тымовский городской округ"" (извещение N 0161300000818000103), в соответствии со статьей 99 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) проведя внеплановую проверку в отношении действий заказчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Тымовский городской округ" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, установила следующее.
27.07.2018 в Сахалинское УФАС России поступила информация от индивидуального предпринимателя Тихомирова Юрия Алексеевича (ИНН 650100101642) (далее - индивидуальный предприниматель, заявитель) о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе.
25.06.2018 09:01 на официальном сайте единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях с. Восход муниципального образования "Тымовский городской округ"" (извещение N 0161300000818000103) (далее - аукцион).
Начальная (максимальна) цена контракта - 746 760 руб. 00 коп.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.07.2018 N 109 заявка индивидуального предпринимателя признана не соответствующей требованиям на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а именно, участником закупки во второй части заявки не представлена выписка из реестра членом саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 31 информационной карты аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
При этом заказчики не праве устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 указанного Закона).
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукциона наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В пункте 31 информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам аукциона, в том числе содержанию, составу заявки на участие в аукционе. Так вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации электронного аукциона.
Для подтверждения своего соответствия требованиям к участникам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, участником электронного аукциона предоставляется:
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ) с соблюдением следующего условия.
совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Вместе с тем, Комиссия Сахалинского УФАС России считает, указанное требование к участникам закупки не отвечающим положениям Закона о контрактной системе, нарушающим права участников, а также ограничивающим количества участников электронного аукциона, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Из части 3 статьи 52 ГрК РФ следует, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно части 3.1 указанной выше нормы Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В соответствии с частью 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В части 2 статьи 53 ГрК РФ указано, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Из анализа вышеуказанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что договор о проведении строительного контроля не относится к договору строительного подряда. При этом в силу требования о наличии членства в саморегулируемой организации обязательно только для застройщика, самостоятельно осуществляющего строительство, либо для привлекаемых им по договору строительного подряда лиц. Следовательно, лица, осуществляющие только функцию строительного контроля, не обязаны являться членами саморегулируемой организации.
Таким образом, поскольку объектом закупки является оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях с. Восход муниципального образования "Тымовский городской округ" требование, установленное заказчиком в пункте 31 информационной карты аукционной документации о предоставлении во второй части заявки выписки члена саморегулируемой организации Комиссией признается незаконным и противоречащим действующему законодательству в сфере закупок, в связи с чем, заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, ссылка заказчика в представленных возражениях на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.09.2017 N 283-ТБ/02 Комиссией Сахалинского УФАС России отклоняется, поскольку в указанном письме подлежали рассмотрению и исследованию иные обстоятельства, и содержит выводы, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам по настоящему делу.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Несмотря на это, Комиссией принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание, поскольку согласно информации размещенной на официальной сайте Единой информационной системе электронный аукцион N 0161300000818000103 признан не состоявшимся, а заказчиком объявлен повторный аукцион N 0161300000818000122.
Таким образом, поскольку заказчиком внесены изменения в план график, объявлена повторная процедура закупки, у Комиссии Сахалинского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи обязательного для исполнения предписания,
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки закупки путем проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях с. Восход муниципального образования "Тымовский городской округ"" (извещение N 0161300000818000103) признать заказчика - Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Тымовский городской округ", утвердившего аукционную документацию нарушившим положения пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. По результатам проведенной внеплановой проверки обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 1 настоящего Решения
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Н.А. Казанов |
|
С.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 10 августа 2018 г. N ВП-57/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2018