Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - Сафиуллиной Ю.Р., доверенность N 1/18 от 10.08.2018,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биосвязь" (ИНН 7810379975) (далее - Общество, Заявитель) на положения закупочной документации, утвержденной Министерством образования Сахалинской области (ИНН 6501140384) (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения запроса котировок по объекту: "Комплекс БОС для групповых коррекционных занятий со школьниками на 4 рабочих места" (извещение N 0361200000318000045) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
07.08.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя, по мнению которого положения закупочной документации, утвержденной заказчиком, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), указанные нарушения выразились в следующем:
1. Согласно извещения о проведении запроса котировок, объектом закупки является товар - комплекс биологической обратной связи для немедицинского применения. Между тем, описывая технические и функциональные характеристики закупаемого товара в Техническом задании заказчик устанавливает требования, которым могут соответствовать только медицинские изделия. Таким образом, установленные Заказчиком требования к закупаемому товару, не соответствуют объекту закупки в части заявленной цели их использования.
2. В пункте 2.3 Технического задания заказчиком установлено требование к закупаемому товару - "обеспечение регистрации пульсограммы и функции дыхания с внутренней стороны запястья правой и левой руки". Данное требование необоснованно ограничивает количество участников закупки, так как имеющиеся на рынке аппаратно-программные комплексы, основанные на методике биологической обратной связи, применяют самые различные эквивалентные способы регистрации пульсограммы и дыхания (например, только ЭКГ имеет 12 стандартных отведения для регистрации ЭКГ).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представил устные и письменные возражения, из которых следует, что требования закупочной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
30.07.2018 на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении запроса котировок по объекту: "Комплекс БОС для групповых коррекционных занятий со школьниками на 4 рабочих места".
Начальная (максимальная) цена контракта - 414 666 рублей 66 копеек.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 09.08.2018 10 часов 00 минут.
1. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при составлении описания объекта закупки применяется правило: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 1 Технического задания указано, что целью использования закупаемого оборудования является немедицинская психологическая профилактика поведенческой и психосоматической дезадаптации.
Вместе с тем, в указанном выше пункте Технического задания определены решаемые задачи, связанные с использованием закупаемого оборудования, а именно:
- комплексная автоматизированная немедицинская психологическая диагностика уровня психического развития, личностных особенностей и отклонений в поведении детей и подростков;
- немедицинская психологическая профилактика поведенческой и психосоматической дезадаптации.
При этом в пункте 2.6 Технического задания указано, что регистрируемые сигналы должны нести исключительно информативный характер, должны быть предназначены для немедицинского применения, не могут и не должны применяться в медицинских целях для диагностики либо лечения.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что описание объекта закупки не соответствует фактически закупаемому товару, поскольку комплекс БОС для коррекции речевых расстройств является медицинским изделием.
Из представленных Заказчиком пояснений следует, что товар с указанными в Техническом задании характеристиками, не является медицинским изделием. При этом Заявитель жалобы не предоставил объективных доводов и доказательств о медицинском назначении закупаемого товара, поскольку как следует из вышеуказанного, в Техническом задании отсутствуют требования о необходимости медицинского применения товара, содержащиеся в статье 38 Федерального закона от 21.09.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья".
Комиссия, проанализировав материалы дела пришла к следующему выводу.
Комплекс БОС для коррекции речевых расстройств предназначен для работы логопедам, педагогам-психологам учреждений различных типов системы образования и соцзащиты населения. При этом с помощью данного оборудования проводится многофакторная логопедическая диагностика речевого развития, а также формируется основа для правильного речевого поведения.
Так же комиссия принимает во внимание тот факт, что логопедия - это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, она является одним из разделов специальной педагогики.
Указанные обстоятельства вопреки доводам Заявителя свидетельствуют о том, что закупаемое оборудование не предназначено для использования в медицинских целях.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 38 Закона об охране здоровья медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам, а также в зависимости от потенциального риска утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6.06.2012 N 4н (далее - Приказ).
Содержащиеся в данном Приказе наименования медицинских изделий, описание видов изделий не содержат указания на закупаемое Заказчиком оборудование.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для признания первого довода Общества обоснованным.
2. Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев второй довод Заявителя, пришла к следующему выводу.
Заявитель полагает, что Заказчик ограничил круг потенциальных участников закупки, установив требование в пункте 2.3 Технического задания о наличии "Возможность обеспечения регистрации пульсограммы и дыхания с внутренней стороны запястья правой и левой руки", поскольку при использовании комплекса биологической обратной связи используются самые различные эквивалентные способы регистрации пульсограммы, например электрокардиограф (ЭКГ).
Комиссия не может согласиться с заявленным доводом Общества ввиду следующего.
Закупаемое оборудование предназначено для работы со школьниками в образовательных организациях во время логопедических занятий, целью которых является не медицинское обследование (применение), а коррекция и развитие речи, формирование всех языковых уровней, в том числе коррекция дефектов звукопроизношения.
В данном случае использование педагогами сложного (медицинского) оборудования для регистрации пульсограммы с использованием многочисленных датчиков, либо специальных манжет, надеваемых на тело человека, не соответствует целям поставленным Заказчиком при использовании закупаемого товара, так как по сути является медицинскими манипуляциями.
Кроме того, российское законодательство в сфере закупок оставляет заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками, а также объемами и видами оказываемых услуг, и организационной структурой учреждения.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в закупочную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара с целью удовлетворения коммерческих интересов всех возможных участников рынка.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательства о необходимости внесения изменений в закупочную документацию, в части установления эквивалента прибора осуществляющего регистрацию пульсограммы и дыхания иным способом, а также не конкретизировал, в чем именно состояло нарушение его прав и законных интересов.
Также из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссия установила, что предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку комплекса БОС для групповых коррекционных занятий со школьниками на 4 рабочих места, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям закупочной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. При этом заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе, что подтверждает необоснованность второго довода жалобы Заявителя.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика (аукционной комиссии) если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В части 9 той же нормы указано, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вышеуказанное предполагает наличие у лица, обращающегося в контрольный орган, обязанности доказать то, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены действиями (бездействиями) заказчика или котировочной комиссией.
Несмотря на это Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушение Заказчиком его прав и или охраняемых законом интересов, а так же надлежащих доказательств того, что указание в Техническом задании "возможности обеспечения регистрации пульсограммы и дыхания с внутренней стороны запястья правой и левой руки", приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биосвязь" (ИНН 7810379975) на положения закупочной документации, утвержденной Министерством образования Сахалинской области (ИНН 6501140384) по факту определения поставщика путем проведения запроса котировок по объекту: ""Комплекс БОС для групповых коррекционных занятий со школьниками на 4 рабочих места" (извещение N 0361200000318000045) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 августа 2018 г. N 295/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2018