Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Лаборатория цифрового зрения", Никифорова Ильи Сергеевича;
от заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства", Климова Артема Владимировича,
рассмотрев жалобу ООО "Лаборатория цифрового зрения" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0317100000518000054 "Выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения)" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
08.08.2018 г. ООО "Лаборатория цифрового зрения" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе заказчиком - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Алтай"), при проведении электронного аукциона N 0317100000518000054 "Выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения)".
Заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе, содержит требования, которые влекут ограничение количества участников закупки. Более подробно доводы жалобы изложены ниже.
На основании изложенного заявитель просит приостановить проведение аукциона до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку, выдать заказчику предписание, привлечь виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, предоставил письменные пояснения.
Ознакомившись с пояснениями, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
24.07.2018 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317100000518000054 "Выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения)".
1. Заявитель полагает, что заказчиком установлено требование к степени защиты IP66 не в соответствии с ГОСТ 14254-96 , а требование о встроенном в комплекс мониторе с возможностью подключения мыши и клавиатуры для настройки комплекса на месте является необоснованным, т.к. наличие встроенного монитора не влияет на работоспособность комплексов и качество работ. Указанным требования соответствует только один производитель - "Симикон" (комплексы "Кордон"). Заявитель считает, что завышенные требования установлены с целью ограничения конкуренции.
Согласно пункту 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 6.2.2. ГОСТ Р 57144-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" корпус стационарных, передвижных и носимых технических средств фотовидеофиксации должен иметь степень защиты от попадания пыли и воды не ниже IP54 по ГОСТ 14254.
Установленное заказчиком требование к классу защиты корпуса не ниже IP66 является более строгим. При этом в пункте 4 Примечаний к приложению N 4 к документации о закупке дается обоснование такого требования: данное требование установлено для обеспечения возможности очистки системы комплекса фото- и видеофиксации (далее - СКФВФ) от загрязнений с помощью специального моющего оборудования под давлением.
Представитель заказчика пояснил, что требование о встроенном в комплекс мониторе с возможностью подключения мыши и клавиатуры для настройки комплекса на месте объясняется необходимостью легкой настройки комплексов и напрямую влияет на удобство их эксплуатации, т.е. является потребительским свойством товара. Срок службы комплексов составляет не менее 5 лет, в течение которых необходимо ежеквартально проводить их техническое обслуживание, перенос комплексов на новые места дислокации, осуществлять поверку комплексов.
Представителем заказчика были представлены ответы на запросы о возможности поставки оборудования с вышеуказанными характеристиками от трех производителей: ООО "Основа Безопасности", ООО "Призма", ООО "Орлан".
Заявителем не были представлены доказательства того, что оборудование с вышеуказанными характеристиками производится только одним производителем.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.
2. Заявитель указывает, что техническое задание (приложение N 1 к проекту контракта) составлено так, что не позволяет определить объем работ, какое оборудование необходимо поставить, не определены места размещения точек подключения к сетям связи и электропитанию, не определено количество существующих опор для установки СКФВФ.
Места размещения оборудования определены в Таблице 1 пункта 7.1 технического задания, при этом указаны участки с точностью до километра.
Представитель заказчика пояснил, что на указанных местах имеется возможность внешнего электроснабжения и организации каналов связи, имеется внешнее освещение на опорах, в противном случае изначально не было бы смысла и возможности устанавливать СКФВФ на данных участках дороги. Места для установки определены с точностью до километра, что позволяет исполнителю выбрать конкретную точку размещения со всей необходимой инфраструктурой при исполнении контракта самостоятельно.
Пунктом 9.2.2 технического задания определено, что поставщик выполняет установку специализированных кронштейнов на опорах наружного освещения. При отсутствии существующих опор Поставщик должен за счет собственных средств выполнить их поставку, согласование и установку. Таким образом, если подрядчик примет решение разместить оборудование в месте, где необходимая опора отсутствует, установить такую опору он будет должен за свой счёт.
Согласно пункту 8.2 технического задания установка оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями технической документации производителя, ГОСТ Р 57145-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила размещения".
При этом пункт 7.1 ГОСТ Р 57145-2016 предусматривает, что установка технических средств автоматической фото-видеофиксации включает в себя: монтаж и наладку, проведение настроек для обеспечения работоспособности; подключение к внешним источникам электропитания и каналам связи с внешним аппаратно-программным комплексом; проведение автономных и комплексных испытаний; перевод в режим постоянной эксплуатации.
Согласно примечанию конкретные этапы установки указываются в эксплуатационной документации изготовителя.
Таким образом, перечень работ в техническом задании соответствует ГОСТ Р 57145-2016.
В силу пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 9 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Согласно примечания 2 к пункту 3 типового договора точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Соответственно, довод заявителя о том, что не определены точки подключения к электропитанию, является необоснованным.
Для подключения комплексов фото- видеофиксации по беспроводным каналам связи прокладка проводов не требуется.
Таким образом, объем работ по техническому заданию указан согласно ГОСТ Р 57145-2016 с достаточной степенью определенности.
Более того, согласно части 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Довод заявителя необоснован.
3. Заявитель указывает, что заказчик в тексте технического задания использует термин "датчик", пояснение которому не приводится в разделе 8.1 "Термины и определения" технического задания и не соответствует ГОСТ Р 57144- 2016.
В техническом задании и ГОСТ Р 57144-2016 даются определения специальным терминам, точная трактовка значения которых необходима для понимания установленных требований.
Определение "датчика" в техническом задании не приводится, т.к. оно используется в общепринятом значении этого слова. Согласно Большому толковому словарю русского языка (Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998) датчик -устройство, непосредственно принимающее, преобразующее и передающее специальным приборам данные каких-либо измерений.
Таким образом, довод заявителя необоснован.
4. Заявитель полагает, что заказчик неправомерно объединяет в одну закупку проектирование и строительно-монтажные работы, т.к. в силу ч. 2 ст. 48, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено разделение работ на проектно-изыскательские и строительно-монтажные.
Согласно части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В то же время объектом закупки является выполнение работ по установке камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Данное оборудование не является объектом капитального строительства. Поэтому работы по его установке правилами Градостроительного кодекса не регулируются, в том числе к исполнителю не предъявляются требования о членстве в профильных саморегулируемых организациях.
Пунктом 8.2 технического задания предусмотрено, что проектная документация должна включать пояснительную записку, схему расстановки технических средств СКФВФ, структурную схему, схему подключения оборудования к питающей сети электроснабжения, проект по организации сети связи, схему конструкций опор для установки камер (при необходимости), спецификацию.
Согласно части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса состав требования к содержанию проектной документации устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Постановление).
Согласно пункту 3 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Очевидно, что требования, изложенные в техническом задании, являются требованиями к проекту производства работ, т.е. до начала работ подрядчик должен представить заказчику информацию, каким образом будут осуществлены размещение оборудования, его подключение, организация канала связи, а также представить схему конструкций опор для установки камер (при необходимости) и спецификацию на устанавливаемое оборудование.
Таким образом, довод заявителя является не обоснованным.
5. Заявитель полагает, что в проекте контракта не указаны размер обеспечения исполнения контракта и условия о сроках его возврата.
В примечании к пункту 1.4 проекта контракта приведена ссылка на соответствующий пункт информационной карты аукционной документации, в котором указан размер обеспечения контракта. Срок и порядок возврата обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде денежных средств, изложен в пункте 1.6 проекта контракта.
Таким образом, довод заявителя является не обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Лаборатория цифрового зрения" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_______________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 августа 2018 г. N 478/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018