Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России, Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_______.> - начальник отдела контроля закупок Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии: <_______.> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Удмуртского УФАС России; <_______.> - специалист-эксперт отдела контроля закупок Удмуртского УФАС России, кворум соблюден,
на заседании Комиссии 09.08.2018:
в присутствии:
заявителя - индивидуального предпринимателя <_______.> (далее - Заявитель) по паспорту гражданина России;
представителей заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - Заказчик): <_______.> по доверенности от 16.02.2018 N16/15-30; <_______.> по доверенности от 08.08.2018 N29/15-30;
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_______.> по доверенности от 01.02.2018 г. N3-юр;
на заседании Комиссии 13.08.2018:
в присутствии:
заявителя - индивидуального предпринимателя <_______.> по паспорту гражданина России;
представителей Заказчика: <_______.> по доверенности от 16.02.2018 N16/15-30; <_______.> по доверенности от 08.08.2018 N29/15-30;
представителя Уполномоченного учреждения: <_______.> по доверенности от 01.02.2018 г. N3-юр,
рассмотрев жалобу ИП Сигова В.М. на положения документации Заказчика при проведении электронного аукциона при осуществлении закупки работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118003986, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.08.2018 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе заказчика (вх. N5570 от 06.08.2018).
По мнению Заявителя, установленные документацией об Аукционе требования к товару, используемому при выполнении работ ограничивают количество участников закупки.
На заседании Комиссии Заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме. Также устно пояснил, что установленные в документации об Аукционе показатели товаров, используемые при выполнении работ, являющихся объектом закупки, которые подлежат предоставлению участникам закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе, могут быть известны участнику закупки при наличии у него такого товара в случае проведения контрольных испытаний такого товара в сервисном центре производителя. Заявителем представлены документы - паспорта на изделия (видеокамеры), из которых, по мнению Заявителя, следует, что показатели товара, установленные в пунктах 1.24.5-1.24.7; 2.22.6-2.22.8; 3.21.6-3.21.8; 4.18.6-4.18.8 части VII "Ведомость товаров" документации об Аукционе не представляется возможным установить на момент подачи заявки на участие в закупки. Также заявителем указано, что приведенные положения документации об Аукционе не позволяют Заявителю надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, поскольку не позволяют определить соответствие товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, что препятствует Заявителю принять участие в Аукционе и нарушает его права и законные интересы.
Представители Заказчика, представитель Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, пояснили, что показатели и характеристики товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, размещены на официальных сайтах соответствующих производителей такого товара в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и находятся в открытом доступе для ознакомления неопределенного круга лиц. Указанные сведения о товаре не обязывают участника закупки иметь такой товар в наличии на момент подачи заявки. Описание объекта закупки осуществлено Заказчиком с учетом его потребности и не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе. Представлены письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, информацию, находящуюся в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществив в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку в отношении субъектов контроля контрольного органа в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
23.07.2018 Уполномоченным учреждением в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контрактов установлена в размере 523 696,98 рублей.
06.08.2018 - дата окончания подачи заявок на участие в закупке.
Как указано в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0813500000118003986 от 07.08.2018 на участие в Аукционе были поданы 7 заявок. Участникам закупки, заявкам которых присвоены идентификационные номера 103597919 и 103603226, аукционной комиссией Уполномоченного учреждения отказано в допуске к участию в Аукционе. Участники закупки, заявкам которых присвоены идентификационные номера 103590775; 103592277; 103594387; 103602159 и 103602409, допущены аукционной комиссией Уполномоченного учреждения к участию в Аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пунктах 1.24.5-1.24.7 части VII "Ведомость товаров" документации об Аукционе содержатся следующие показатели товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Количество с указанием единицы измерения |
Характеристика (показатель) |
Значение показателя |
|
Неизменяемые |
Изменяемые |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Видеокамера 1 |
6 штук |
1.24.5 Рабочее напряжение ядра |
|
не более 1,2 В |
1.24.6 Рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти |
|
не более 1,8 В |
|||
1.24.7 Рабочее напряжение интерфейса ввода-вывода |
|
не более 3,3 В |
В пунктах 2.22.6-2.22.8 части VII "Ведомость товаров" документации об Аукционе содержатся следующие показатели товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Количество с указанием единицы измерения |
Характеристика (показатель) |
Значение показателя |
|
Неизменяемые |
Изменяемые |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. |
Видеокамера 2 |
8 штук |
2.22.6 Рабочее напряжение ядра |
|
не более 1,2 В |
2.22.7 Рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти |
|
не более 1,8 В |
|||
2.22.8 Рабочее напряжение интерфейса ввода-вывода |
|
не более 3,3 В |
В пунктах 3.21.6-3.21.8 части VII "Ведомость товаров" документации об Аукционе содержатся следующие показатели товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Количество с указанием единицы измерения |
Характеристика (показатель) |
Значение показателя |
|
Неизменяемые |
Изменяемые |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. |
Видеокамера 3 |
4 штуки |
3.21.6 Рабочее напряжение ядра |
|
не более 1,2 В |
3.21.7 Рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти |
|
не более 1,8 В |
|||
3.21.8 Рабочее напряжение интерфейса ввода-вывода |
|
не более 3,3 В |
В пунктах 4.18.6-4.18.8 части VII "Ведомость товаров" документации об Аукционе содержатся следующие показатели товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Количество с указанием единицы измерения |
Характеристика (показатель) |
Значение показателя |
|
Неизменяемые |
Изменяемые |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Видеорегистратор |
2 штуки |
4.18.6 Рабочее напряжение ядра |
|
не более 1,0 В |
4.18.7 Рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти |
|
не более 1,8 В |
|||
4.18.8 Рабочее напряжение интерфейса ввода-вывода |
|
не более 3,3 В |
Комиссия Удмуртского УФАС России обращает внимание на то, что документация об Аукционе не содержит сведений относительного того, какими техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, руководствовался Заказчик при описании объекта закупки.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС представитель Заказчика устно пояснил, что Заказчиком при описании объекта закупки использован Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51558-2014 "Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний".
В соответствии с пунктом 5.3.1.1 ГОСТ Р 51558-2014 в технической документации на видеокамеры должны быть указаны следующие основные характеристики:
- разрешающая способность;
- рабочий диапазон освещенностей;
- чувствительность;
- соотношение сигнал/шум;
- угол зрения по горизонтали и вертикали;
- параметры выходного видеосигнала;
- габаритные размеры и масса;
- вид климатического исполнения;
- характеристики, связанные с особенностями применения и эксплуатации, показатели безопасности, надежности, электромагнитной совместимости и другие необходимые параметры.
ГОСТ Р 51558-2014 не содержит требования к такому товару, как видеорегистратор. Между тем пункт 5.3.4.1 указанного ГОСТ содержит требования к содержанию в технической документации на видеосервер, в которой должны быть указаны следующие основные характеристики такого товара, а именно:
- число подключаемых к видеосерверу видеокамер;
- алгоритм сжатия видеосигнала;
- скорость передачи видеоизображения (таблица соответствия разрешения кадра, числа каналов и скорости передачи видеоизображения);
- поддерживаемые сетевые протоколы;
- управление телеметрией (управление поворотным устройством видеокамеры, изменение фокусного расстояния объектива и др.);
- наличие и характеристики встроенных функций детектора движения;
- возможность подключения к видеосерверу внешних охранных датчиков (электрические характеристики входных цепей);
- сохранение текущей видеоинформации (видеобуфер "предтревожной записи" и его параметры);
- возможность передачи аудиоинформации;
- характеристики, связанные с особенностями применения и эксплуатации видеосерверов, показатели их безопасности, надежности и электромагнитной совместимости.
При необходимости в комплект поставки видеосервера может входить программное обеспечение видеосервера, обеспечивающее возможность просмотра видеоизображения и управления видеокамерами с сетевого компьютера, на котором установлен стандартный веб-браузер.
По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России такие товары, как видеорегистратор и видеосервер относятся к однородным товарам, поскольку в составе комплекта системы охранной телевизионной предназначены главным образом для сохранения текущей видеоинформации с видеокамер.
Рассмотрев документацию об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что показатели товаров - видеокамеры и видеорегистратор, установленные Заказчиком в пунктах 1.24.5-1.24.7; 2.22.6-2.22.8; 3.21.6-3.21.8; 4.18.6-4.18.8 части VII "Ведомость товаров" документации об Аукционе, ГОСТ Р 51558-2014 прямо не предусмотрены. При этом документация о закупке не содержит обоснования использования при описания объекта закупки указанных показателей товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки, не предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что такие характеристики товара - видеокамеры, как рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода, относятся к характеристикам компонента указанного товара - процессора.
Из представленной Заявителем и Заказчиком технической документации производителей товара видеокамер, а также информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе на сайтах производителей указанного товара, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в указанных источниках такие характеристики товара - видеокамеры, как рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода, относящиеся к характеристикам компонента указанного товара - процессору, не содержатся.
Кроме того, требования ГОСТ Р 51558-2014 не обязывают производителя названного товара указывать в технической документации на видеокамеры характеристики компонента данного товара - процессора, в том числе указывать в такой документации наименование производителя такого процессора, поскольку указанный компонент названного используемого при выполнении закупаемых Заказчиком работ товара может быть произведен иным, чем производитель видеокамеры, лицом.
Следовательно, установить указанные характеристики товара участник закупки имеет возможность лишь при его наличии, в том числе, путем проведения контрольных замеров установленных в документации об Аукционе показателей товара - видеокамеры: рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода, а Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, являющихся объектом закупки. Указанные положения документации об Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку влекут ограничение количества участников закупки.
Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заказчиком не представлены, доказательства, что такие характеристики товара - видеокамеры, как рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода вывода, являются стандартными, а также не представлены доказательства того, каким образом установление данных не предусмотренных ГОСТ Р 51558-2014 показателей к товару - видеокамерам, характеризующих компонент такого товара, позволяют участникам закупки определить соответствие закупаемых работ установленным Заказчиком требованиям. В свою очередь указанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии положений документации об Аукционе в части описания объекта закупки пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Более того, при приемке выполненных работ значения указанных нестандартных показателей не могут быть установлены Заказчиком без изменения конструктивных особенностей названного товара с последующим измерением таких характеристик.
Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком пунктов 1 и 2 статьи 64 Закона о контрактной системе и обоснованности доводов жалобы Заявителя.
В действиях должностных лиц Заказчика и Уполномоченного учреждения, утвердивших и разместивших документацию об Аукционе с нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с установленными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Удмуртского УФАС России на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе считает необходимым выдать аукционной комиссии Уполномоченного учреждения обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, Заказчику - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 105, частями 15 и 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сигова В.М. на положения документации при проведении электронного аукциона при осуществлении закупки работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118003986), обоснованной.
2. Признать заказчика - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики при проведении электронного аукциона при осуществлении закупки работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118003986), нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" при проведении электронного аукциона при осуществлении закупки работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118003986), обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, заказчику - Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц по статье 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии
|
<_______.> |
Члены Комиссии: |
<_______.> |
<_______.>
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13 августа 2018 г. N ОП07-06/2018-212
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2018