Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургский клинический перинатальный центр" - <_>,
- уполномоченного органа в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга - <_>,
- заявителя жалобы ООО "Берег" - <_>
рассмотрев жалобу ООО "Берег" (620137, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 31, пом. 16) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургский клинический перинатальный центр" (620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 9), уполномоченным органом в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга (620014, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а, к.530), его комиссией при проведении электронного аукциона на поставку медикаментов (извещение N 0162300005318002460) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Берег" (вх. N 01-16351 от 03.08.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургский клинический перинатальный центр", уполномоченным органом в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при проведении электронного аукциона на поставку медикаментов (извещение N 0162300005318002460) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя жалобы ООО "Берег", аукционной комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, так как заявка ООО "Ватра" была неправомерно признана соответствующей требованиям аукционной документации. Кроме того, заявитель указал, что заказчиком при заключении контракта с ООО "Берег" цена, предложенная ООО "Берег" снижена на 15 %. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
09 июля 2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300005318002460 и аукционная документация на поставку медикаментов.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 987 513,10 рублей.
25 июля 2018 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0162300005318002460, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом, аукционная комиссия приняла следующее решение: заявки N 1 (ООО "Ватра"), N 3 (ООО "Рай"), N 2 (ООО "Берег") признать соответствующими требованиям документации и Закона о контрактной системе. Победителем закупки был признан участник, подавший заявку с порядковым номером 2 (ООО "Берег").
В силу п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Извещением N 0162300005318002460 установлено ограничение допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п. 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В силу п. 4 Постановления N 1289 в случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 7 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Согласно пп. "г" п. 8 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Согласно п. 11 Приказа N 155 в случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
А также в силу п. 13 Приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.
В пп. 5 п. 12 части 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
"Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
А) в соответствии с приказом МЭР от 25.03.2014 N 155: Подтверждением страны происхождения товаров (Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004-97) 025-200) , указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.
Б) в соответствии с п.2 ПП РФ от 30.11.2015 N 1289: Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами".
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в первой части заявки N 1 (ООО "Ватра") были предложены товары, странами происхождения которых являются Россия, Китай, Республика Беларусь, Австрия, Индия, Италия. Кроме того, в заявке участника было продекларировано, что доля препаратов, происходящих из стран-членов Евразийского экономического союза, 51%. В первой части заявки N 2 (ООО "Берег") были предложены товары, странами происхождения которых являются Россия, Китай, Республика Беларусь, Австрия, Индия, Италия. В заявке участника не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения. В первой части заявки N 3 (ООО "Рай") были предложены товары, странами происхождения которых являются Россия, Дания, Индия, Республика Беларусь, Украина, Италия. В заявке участника было продекларировано, что товар иностранного происхождения составляет более 50% стоимости всех предложенных товаров.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что условия отклонения всех заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, установленных п. 1 Постановления N 1289, не соблюдены. Следовательно, у аукционной комиссии заказчика отсутствовали основания для применения положения п. 1 Постановления N 1289 и отклонения заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств.
Согласно ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 23.07.2018 N0162300005318002460-2 наиболее низкую цену контракта (972 700,39 рублей) предложил участник закупки с порядковым номером 2.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.07.2018 N0162300005318002460-3 все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям документации и Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе победителем электронного аукциона был признан участник закупки с порядковым номером 2 (ООО "Берег").
Поскольку заявки, содержащие предложение о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняются в соответствии с п. 1 Постановления N 1289, в соответствии с п. 4 Постановления N 1289 применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Приказом N 155 (пункт 7).
Исключение, установленное в пп. "г" п. 8 Приказа N 155, в указанном случае не применимо, поскольку участник аукциона, признанный победителем (ООО "Берег"), в своей заявке предложил к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Таким образом, применение пункта 7 Приказа N 155 в указанном случае заказчиком правомерно.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Берег" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургский клинический перинатальный центр", аукционной комиссии уполномоченного органа в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургский клинический перинатальный центр", уполномоченному органу в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 августа 2018 г. N 1250-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2018