Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Невьянского городского округа -
- заявителя в лице ООО "УралРегионСтрой" -
рассмотрев жалобу ООО "УралРегионСтрой" (624006, Свердловская обл., Сысертский р-н, п. Большой Исток, ул. Ленина, д. 2А) о нарушении заказчиком в лице Администрации Невьянского городского округа (624192, Свердловская обл., г. Невьянск, ул. Кирова, 1), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в сельских населенных пунктах Невьянского городского округа (извещение N 0162300019818000249), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "УралРегионСтрой" (вх. N 01-16586 от 06.08.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Невьянского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в сельских населенных пунктах Невьянского городского округа (извещение N 0162300019818000249) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком нарушен порядок разъяснения положений аукционной докуменации, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.07.2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0162300019818000249 и документация об аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в сельских населенных пунктах Невьянского городского округа.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 000 000 ,00 рублей.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе поступил в адрес Заказчика 06.08.2018. При этом, Заказчиком размещено разъяснение положений документации об Аукционе 06.08.2018 г. Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком даны разъяснения положений документации об Аукционе в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по размещению разъяснений положений документации об Аукционе не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, к жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссией Свердловского УФАС России проведена внеплановая проверка по результатам которой Комиссией установлено:
Согласно требованиям п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N1 к техническому заданию заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, в том числе:
N п/п |
Наименование товара, оборудования |
Технические характеристики с требуемыми значениями |
1 |
Щебень по ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8269.1-97, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 30108-94 фракций 10-20,40-70 |
Требуемые характеристики должны быть не менее для фракций 10-20,40-70: наименьшие номинальные размеры зерен 10 мм по морозоустойчивости F100 средняя плотность зерен 2 г/см3 марка по дробимости 800 насыпная плотность 1,2 т/м3. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - 2 группа. |
2 |
Битумы нефтяные дорожные жидкие |
Показатели должны соответствовать ГОСТ 11955-82 Класс СГ или МГ Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С: 71-130с |
3 |
Бруски обрезные хвойных пород |
По ГОСТ 8486-86 шириной 75-150 мм толщиной 40-75 мм не хуже III сорта |
4 |
Асфальтобетонные смеси дорожные, марка II, тип А ГОСТ 9128-2013 |
Зерновой состав минеральной части должен быть непрерывным Содержание зерен размером не более 20 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 15 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 10 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 5 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 2,5 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 1,25 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 0,63 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 0,315 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 0,16 мм: до 100% по массе Содержание зерен размером не более 0,071 мм: до 100% по массе Наибольший размер минеральных зерен: должен быть до 20 мм (включительно) Остаточная пористость: должна быть св.2,5 до 5,0% (включительно) Пористость минеральной части: должна быть от 14 до 19% (включительно) Содержание битума в смеси: 4,5 - 6,0% по массе (включительно) |
По поз. 1 "Щебень по ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8269.1-97, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 30108-94 фракций 10-20,40-70" заказчиком установлена характеристика - "Требуемые характеристики должны быть не менее для фракций 10-20,40-70".
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
В составе аукционной документации не содержится обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отличных от ГОСТ 8267-93.
Требование к верхней границе диапазона, установленное заказчиком (не менее для фракций 10-20,40-70) не противоречит ГОСТ 8267-93, однако отличается от его нормативов, а следовательно, является нестандартным, вместе с тем заказчиком не представлено обоснование использования такого показателя; более того, не указаны единицы измерения фракций щебня, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По поз. 3 "Бруски обрезные хвойных пород" заказчиком установлен показатель "не хуже III сорта", при этом, употребляя выражения "не хуже" применительно к сорту брусков, Заказчик вводит в описание объекта закупки субъективный показатель, в связи с чем, не представляется возможным достоверно истолковать потребность заказчика в свойствах используемого при выполнении работ товара. Инструкция по заполнению заявки при этом также не содержит указания на то, как следует заполнять заявку участника при использовании словосочетания "не хуже".
Таким образом, проанализировав требования аукционной документации, сформулированные в требованиях к качеству "Бруски обрезные хвойных пород" на соответствие требованиям ст. 33 Закона о контрактный системе, Комиссия Свердловского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
По поз. 4 "Асфальтобетонные смеси дорожные, марка II, тип А ГОСТ 9128-2013" заказчиком установлены следующие показатели:
Содержание зерен размером не более 20 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 15 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 10 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 5 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 2,5 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 1,25 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 0,63 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 0,315 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 0,16 мм: до 100% по массе
Содержание зерен размером не более 0,071 мм: до 100% по массе
Согласно п. 4.1.8 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать установленным в таблице 2 для нижних слоев покрытий и оснований, а именно:
Вид и тип смесей и асфаль-тобетонов |
Размер зерен, мм, не более |
||||||||||
|
40 |
20 |
15 |
10 |
5 |
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,315 |
0,16 |
0,071 |
Плотные типов: |
Непрерывные зерновые составы |
||||||||||
А |
90-100 |
66-90 |
56-70 |
48-62 |
40-50 |
28-38 |
20-28 |
14-20 |
10-16 |
6-12 |
4-10 |
Б |
90-100 |
76-90 |
68-80 |
60-72 |
50-60 |
38-48 |
28-37 |
20-28 |
14-22 |
10-16 |
6-12 |
Заказчиком по поз. 4 "Асфальтобетонные смеси дорожные, марка II, тип А ГОСТ 9128-2013" установлены значения показателей "Содержание зерен размером не более 20, 15,10,5, 2,5, 1,25, 0,63, 0,315, 0,16, 0,071 мм: до 100% по массе" в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку ГОСТ 9128-2013 установлены иные значения показателей, а аукционная документация не содержится обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отличных от ГОСТ 9128-2013.
По поз. 4 "Асфальтобетонные смеси дорожные, марка II, тип А ГОСТ 9128-2013" заказчиком установлено "Остаточная пористость: должна быть св.2,5 до 5,0% (включительно)".
Согласно разъяснениям положений аукционной документации, заказчиком указано: "При использовании, слова "св." включаются ли крайние значения? Включается".
При этом, по смыслу ГОСТ 9128-2013, "свыше" не включает минимальное значение, поскольку устанавливается значение, превышающее его.
Таким образом, Заказчик своими действиями нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части установления диапазона показателя "Остаточная пористость" для товара "Асфальтобетонные смеси дорожные, марка II, тип А ГОСТ 9128-2013" не в соответствии с ГОСТ 9128-2013.
По поз. 2 "Битумы нефтяные дорожные жидкие" заказчиком установлена совокупность требований, в том числе: "Показатели должны соответствовать ГОСТ 11955-82; Класс СГ или МГ; Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С: 71-130с".
Согласно п. 2.2 ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия" по физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице:
Наименование показателя |
Норма для марки |
||||
СГ 40/70 |
СГ 70/130 |
СГ 130/200 |
МГ 40/70 |
МГ 70/130 |
|
ОКП 02 5611 0202 |
ОКП 02 5611 0203 |
ОКП 02 5611 0204 |
ОКП 02 5611 0302 |
ОКП 02 5611 0303 |
|
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с |
40-70 |
71-130 |
131-200 |
40-70 |
71-130 |
Заказчиком установлена совокупность показателей - "Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С: 71-130с", соответствующая марке - СГ 70/130 или МГ 70/130, при этом марка битума в аукционной документации не установлена, при этом предложить иные значения показателя "Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с", предусмотрены ГОСТ 11955-82 участник не вправе, поскольку они не будут соответствовать значениям показателей, установленным заказчиком.
Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что заказчик не определил свою потребность в товаре "Битумы нефтяные дорожные жидкие", не установив значения показателей надлежащим образом, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет предложит товар, необходимый заказчику.
Таким образом, Заказчик своими действиями нарушил часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08.08.2018 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол N0162300019818000249-1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 5 заявок от участников закупки. Участникам закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 3,4,5 отказано в допуске к участию в аукционе. Участники закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 1,2, допущены к участию в аукционе.
Заявки с порядковыми номерами 3,5 отклонены на основании: "п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе. Первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Обоснование принятого решения: участником предоставлены недостоверные сведения для битумов нефтяных дорожных жидких согласно п. 4.1 ГОСТ 11955-82".
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что участниками закупки не указаны товарные знаки по поз. 2 "Битумы нефтяные дорожные жидкие", как того требует п. 4.1 ГОСТ 11955-82.
Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе, об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.08.2018 N0162300019818000249-1 заявки участников закупки с порядковыми номерами 3,5, отклонены на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
Таким образом, заказчиком в протоколе от 08.08.2018 N0162300019818000249-1 указано основание для отклонения заявки участников по первым частям, не предусмотренное Законом о контрактной системе, так же указанный протокол не содержит указания на положения документации о таком аукционе, которым не соответствуют заявки участников, положения заявок на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией.
В данных действиях заказчика, его аукционной комиссии содержится нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, так как протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0162300019818000249-1 не содержит надлежащее обоснование решения об отказе в допуске к аукциону участникам закупки, а так же основание отказа, предусмотренного ст. 67 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика, аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "УралРегионСтрой" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Невьянского городского округа, выявлено нарушение п. 2 ч. 1, ч.2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях комиссии заказчика в лице Администрации Невьянского городского округа выявлено нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Администрации Невьянского городского округа, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5.Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2.1, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию о проведении электронного аукциона, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж, N 0162300019818000249, с объяснением по факту выявленного нарушения ___ _____________2018г. _______
6. Обязать заказчика обеспечить явку лица ответственного за составление протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.08.2018 N0162300019818000249-1, с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими полномочия на составление протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (извещение N0162300019818000249) на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5/ Химиков, 3, 4 с объяснением по факту выявленного нарушения _____ __________ 2018 г. в _______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 1253-З
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 09.08.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании решения N 1253-З от 09.08.2018 года,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации Невьянского городского округа в срок до 31.08.2018 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона (извещение N 0162300019818000249), путем отмены всех составленных в ходе проведения электронного аукциона протоколов, внесения изменений в аукционную документацию, в части устранения нарушений, установленных решением N 1253-З от 09.08.2018 г., продления срока подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации Невьянского городского округа в срок до 04.09.2018 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 августа 2018 г. N 1253-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2018