резолютивная часть решения объявлена 09.08.2018 г.
в полном объеме решение изготовлено 14.08.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от Общество с ограниченной ответственностью "Эфэстройсервис" (далее - ООО "Эфэстройсервис"), действующей на основании доверенности N10 от 15 мая 2018 года;
от Местной администрации сельского поселения станицы Солдатской Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик), действующей на основании доверенности N12 от 08 августа 2018 года,
рассмотрев жалобу ООО "Эфэстройсервис" на действия единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300001318000005 "Текущий ремонт и благоустройство общественных и дворовых территории в сельском поселении ст.Солдатская Прохладненского муниципального района КБР" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Эфэстройсервис" на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявка с идентификационным номером "35" была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, по позициям 10 "Бетон", 11 "Бетон тяжелый" требования к материалам документации об аукционе не осуществлен выбор между "снижающими проницаемость", "гидрофобизирующими и минеральными" добавками; по позиции 19 "Асфальт литой" требования к материалам документации об аукционе не предложены конкретные показатели, позволяющие определить соответствие предлагаемого товара потребностям заказчика. Заявитель считает, что отклонение от участия в аукционе является незаконным и необоснованным в виду того, что заявка на участие в аукционе была сформирована в соответствии с положениями инструкции по заполнению первой части заявки.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы ООО "Эфэстройсервис" по существу; признать в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 09 августа 2018 года, представителем заказчика представлены письменные пояснения, где сказано, что заявка с идентификационным номером "35" была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, по позициям 10 "Бетон", 11 "Бетон тяжелый" требования к материалам документации об аукционе не осуществлен выбор между "снижающими проницаемость", "гидрофобизирующими и минеральными" добавками; по позиции 19 "Асфальт литой" требования к материалам документации об аукционе не предложены конкретные показатели, позволяющие определить соответствие предлагаемого товара потребностям заказчика. Представитель ООО "Эфэстройсервис" на рассмотрение жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Эфэстройсервис", письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав пояснения представителей заказчика и заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам:
13.07.2018 г. 18:10 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0104300001318000005 "Текущий ремонт и благоустройство общественных и дворовых территории в сельском поселении ст.Солдатская Прохладненского муниципального района КБР" (извещение о проведении электронного аукциона - 13.07.2018 г. 18:10 ч.) для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 7 426 030,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 13.07.2018 г. 18:10 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 30.07.2018 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 02.08.2018 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 06.08.2018 г. в 12:50 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 8 заявок, в результате рассмотрения первых частей 7 заявок отклонены от участия в аукционе, 1 заявка признана соответствующей требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 02 августа 2018года. В силу ч.8 ст.67 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован ст.66 Закона о контрактной системе, в ч.2 которой предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Из положений ст.66 Закона о контрактной системе в редакции от 31.12.2014 N498-ФЗ следует, что содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или услуги), и от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
По позициям 10 "Бетон", 11 "Бетон тяжелый" требования к материалам документации об аукционе заказчиком прописано "Водонепроницаемость бетона должна быть более W6. Снижающие проницаемость, гидрофобизирующие и минеральные добавки должны быть введены в бетон в виде водных растворов. Бетон должен иметь среднюю плотность более 2000 до 2500 кг/м3 включительно".
В заявке с идентификационным номером "35" по позициям 10 "Бетон", 11 "Бетон тяжелый" требования к материалам документации об аукционе предложена "Водонепроницаемость бетона W8. Снижающие проницаемость и минеральные добавки введены в бетон в виде водных растворов. Бетон имеет среднюю плотность 2500 кг/м3.".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки при перечислении в требованиях к товарам (материалам) возможных (требуемых) значений показателей (характеристик) с одновременным использованием знаков препинания и союзов "и", "или", участнику в предложении следует трактовать знаки и союзы в порядке их следования, при этом необходимо учитывать правила настоящей инструкции в отношении применения союзов (при наличии).
При формировании позиций10 "Бетон", 11 "Бетон тяжелый" требования к материалам документации об аукционе заказчиком одновременно использованы знаки препинания и союз "и", соответственно, исходя из положения инструкции по заполнению первой части заявки, необходимо трактовать знаки и союзы в порядке их следования, где знак препинания "," означает перечисление всех необходимых заказчику товаров, характеристик товаров, за исключением случаев указания нескольких допустимых товаров или характеристик, представляющих многообразие вариантов исполнения товара, перечисленных после знака ":" и обобщенных словом или фразой в единственном числе. В последнем случае, а также в случае перечисления возможных добавок и их видов (классов) в материалах, перечислении видов упаковок знак "," следует читать как "или", участник закупки в составе первой части заявки предлагает один конкретный товар или характеристику товара из перечисленных заказчиком.
Согласно ГОСТ 24211-2008 "Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия" к добавкам, регулирующим свойства бетонов и растворов, относятся добавки, снижающие проницаемость; к добавкам, придающим бетонам и растворам специальные свойства, в частности, противоморозные свойства для "холодного" бетона и для теплого" относятся добавки гидрофобизирующие; минеральные добавки.
Следовательно, в порядке следования участнику закупки необходимо сделать конкретное предложение между добавками "Снижающие проницаемость", гидрофобизирующие добавки".
На основании инструкции по заполнению первой части заявки в порядке следования соединительное значение союза "и" распространяется только на те показатели (характеристики), а также значения показателей и характеристик между которыми он стоит.
Исходя из правил инструкции по заполнению первой части заявки, указав конкретное предложение между добавками "Снижающие проницаемость", гидрофобизирующие добавки", надо выбрать и "минеральные добавки".
В заявке с идентификационным номером "35" по позиции 10 "Бетон", 11 "Бетон тяжелый" требования к материалам документации об аукционе была предложены "Снижающие проницаемость и минеральные добавки введены в бетон в виде водных растворов", что соответствует требованиям инструкции по заполнению первой части заявки и документации об аукционе.
Следовательно, действия единой комиссии заказчика по отклонению участника закупки с идентификационным номером "35" являются необоснованными и незаконными, нарушающими права участника в сфере предпринимательской деятельности.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается (ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе).
По позиции 19 "Асфальт литой" требования к материалам документации об аукционе заказчиком прописано "Должна быть литьевая смесь, с минимальной остаточной пористостью, состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума в качестве вяжущего вещества с полимерными или другими добавками. Смесь требуется типа I.".
В заявке с идентификационным номером "35" по позиции 19 "Асфальт литой" требования к материалам документации об аукционе предложена "Литьевая смесь, с минимальной остаточной пористостью, состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума в качестве вяжущего вещества с полимерными добавками. Смесь типа I.".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки предоставляемые участником закупки значения показателей и характеристик не должны носить предположительный характер (например, не должны сопровождаться словами "может_", "должен_", "необходимо_", "требуется_", "требуемая_", "нужно_" и их производными, "эквивалент", "аналог", "не менее", "не более", "не ниже", "не выше", "от", "до", "возможно", "типа", "в пределах", "следует", "около", "приблизительно" и т.п.), а должны быть конкретными, позволяющими определить соответствие предлагаемого товара потребностям заказчика и не допускать разночтения или двусмысленное толкование, за исключением случаев, когда это допустимо в соответствии с технической документацией производителя.
Следовательно, заявка с идентификационным номером "35" не соответствует требованиям инструкции по заполнению первой части заявки, в связи с чем, подлежит отклонению от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе (п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе).
В п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направлены на обеспечение потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Так, по позициям 2 "Бензин растворитель", 17 "Песок природный", 29 "Раствор" требования к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование "Наличие ароматических углеводородов требуется 1,5-2,5", "Содержание серы не должно превышать 0,020%", "Удельная эффективность активности естественных радионуклидов не более 370 Бк/кг", "Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20%".
Согласно ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" удельная эффективная активность естественных радионуклидов, это суммарная удельная активность естественных радионуклидов в материале, определяемая с учетом их биологического воздействия на организм человека по формуле и является нормативным требованием к производителю товара.
Учитывая изложенное, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Согласно положениям письма ФАС России NИА/44536/16 от 01.07.2016 г. при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ходе проверки Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России установлено, в инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрено положение, где сказано, что в случае наличия в требованиях к товарам (материалам) указания на древесину хвойной породы без указания конкретного вида древесины, участнику необходимо конкретизировать вид древесины хвойной породы из следующих: лиственница или сосна. Данное положение вводит участников в заблуждение, так как функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки формируются в требованиях к материалам документации об аукционе. Кроме того, данное положение послужило основанием для отклонения заявок идентификационными номерами "26", "10", нарушив тем самым права и законные интересы участников в сфере предпринимательской деятельности.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Эфэстройсервис" обоснованной в части незаконного отклонения от участия в аукционе по позициям 10 "Бетон", 11 "Бетон тяжелый" требования к материалам документации об аукционе.
2.Признать в действиях Местной администрации сельского поселения станицы Солдатской Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссии Местной администрации сельского поселения станицы Солдатской Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Местной администрации сельского поселения станицы Солдатской Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссии Местной администрации сельского поселения станицы Солдатской Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 9 августа 2018 г. N 05-220/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2018