Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2018 года В полном объеме решение изготовлено 15 августа 2018 года |
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
||
Членов Комиссии: |
Черенковой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
Каральной А.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УралМТ" (далее - ООО "УралМТ", Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на закупку лабораторной морозильной камеры (извещение N 0169200001018001008) в присутствии:
- представителя Министерства Здравоохранения Челябинской области (далее - Заказчик) Гладковой И.Б., действующего по доверенности от 07.02.2018,
- представителя Заказчика Приколотина С.И., действующего по доверенности от 18.06.2018,
- в отсутствие представителей Заявителя, заявивших ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 03.08.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на закупку лабораторной морозильной камеры (извещение N 0169200001018001008) (далее - Аукцион, Закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.07.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта- 793 750,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 03.08.2018 10:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя путем неправомерного установления требования о предоставлении обеспечения заявки на участие в Аукцион, так как обеспечение заявки не предусмотрено в случае, если начальная (максимальная) цена контракта меньше 1 млн. рублей.
Помимо этого, Заявителю оператором электронной торговой площадки (далее - ЭТП) возвращена заявка на участие в Аукционе ввиду отсутствия денежных средств на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в закупках, после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, что лишило Заявителя возможности пополнить специальный счет участника закупки для блокирование денежных средств, необходимых для обеспечения заявки. В результате, ООО "УралМТ" не могло принять участие в Аукционе.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
По мнению Заказчика, законодательство о контрактной системе не содержит ограничений в отношении установления требования о предоставлении обеспечения заявки на участие в Аукционе при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей.
Кроме того, рассмотрение заявок участников на участие в Аукционе - компетенция оператора ЭТП, поэтому предъявление требований к Заказчику в части отмены возврата заявки Заявителя на участие в Аукционе неправомерно.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 03.08.2018 10:00. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в Челябинское УФАС России 03.08.2018 в 12:11, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на основании пункта 7 статьи 42, части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, в конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Согласно части 6 статьи 44 требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" утверждено значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрен запрет на установление размера обеспечения заявки при начальной (максимальной) цене контракта менее 1 млн. руб.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Исходя из содержания пункта 18 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке.
Как следует из положений пункта 19 статьи 44 Закона о контрактной системе, подачей заявки на участие электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки.
Пунктом 1 части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе предусматривается, что оператор ЭТП обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при условии, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки.
В соответствии с материалами жалобы, 03.08.2018 в 10:06 Заявитель получил от ООО "РТС-тендер" уведомление о возврате заявки на участие в Аукционе на электронную почту на основании отсутствия на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в закупках, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в закупке.
Следует отметить, что исходя из положений части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок осуществляется Центральным аппаратом ФАС России.
Кроме того, Заказчиком в подтверждение правомерности установления требования обеспечения заявки представлено решение Московского УФАС России по делу N 2-57-8988/77-18 от 18.07.2018, в котором сделан вывод о том, что: "Законом о контрактной системе не предусмотрен запрет на установление размера обеспечения заявки при начальной (максимальной) цене контракта менее 1 млн. руб.", а также ответ Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства Финансов РФ на обращение по вопросу внесенных изменений в Федеральный Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивших в силу 1.07.2018, содержащий тезис о том, что "редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 01.07.2018, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. руб."
Комиссия отмечает, что требование о предоставлении обеспечения заявок в размере 7 939,50 рублей предусмотрено Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N 0169200001018001008 от 26.07.2018. Помимо этого данное требование уточняется пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе, в котором указывается, что размер обеспечения заявки составляет 1% начальной (максимальной) цены контракта, а именно 7 939,50 рублей.
Заявитель имел возможность ознакомиться с положениями извещения и аукционной документации перед подачей заявки на участие в Аукционе и формировал заявку на участие в Аукционе на основе указанных документов.
Таким образом, доводы жалобы признаются необоснованными в связи с недоказанностью.
При проведении внеплановой проверки обжалуемой закупки антимонопольным органом установлено следующее.
1. Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае, если цена контракта снижена на двадцать пять и более процентов, то контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 20 документации об электронном аукционе указано: "если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи Закона о контрактной системе".
Следовательно, так как начальная (максимальная) цена контракта меньше пятнадцати миллионов рублей, условия об антидемпинговых мерах, применяемых при НМЦК более пятнадцати миллионов, являются излишним.
Кроме того, в пункте 10.1 проекта Контракта указано, что "В случае если предложенная Поставщиком цена Контракта снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене государственного контракта, обеспечение исполнения Контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе".
Вместе с тем, ссылка в проекте Контракта на норму не является надлежащим соблюдением требований части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта не установлены требования к обеспечению исполнения контракта в части применения антидемпинговых мер.
2. Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Пунктом 14.1 проекта контракта предусмотрено, что "стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту, если их неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы".
Таким образом, проект контракта не содержит такого основания освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени) стороны по контракту, как "по вине другой стороны", что не соответствует части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что допущенные Заказчиком нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли, Комиссия принимает решение выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при заключении контракта.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "УралМТ" об отклонении заявки на участие в Аукционе необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 9 статьи 34, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова
А.В. Каральная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 августа 2018 г. N 511-ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2018