Резолютивная часть решения оглашена 13 августа 2018 года В полном объеме решение изготовлено 16 августа 2018 года |
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
||
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
Каральной А.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт стадиона в физкультурно-оздоровительном Центре "Олимп" с.Фершампенуаз Нагайбакского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300028818000034) (далее - Аукцион, Закупка) в присутствии:
- представителя Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр физкультурно-оздоровительный "Олимп" Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее - Заказчик) Семёнова Михаила Ивановича, действующего на основании приказа о приеме на работу в должности директора МУ ДО Центра Физкультурно-оздоровительного "Олимп" N 15 от 01.02.2017,
- представителя Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее - Уполномоченный орган) Шильтинова Галимжана Саятхановича, действующего на основании доверенности N 509 от 10.08.2018;
- представителя Уполномоченного органа Юзеева Дмитрия Федоровича, действующего на основании доверенности N 508 от 10.08.2018;
- в отсутствие Заявителя, надлежащим образом уведомленном,
У С Т А Н О В И Л А:
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.07.2018.
Изменения извещения размещены в ЕИС 25.07.2018 и 08.08.2018..
Начальная (максимальная) цена контракта- 29 347 683,81 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 08.08.2018 08:00.
Дата и время окончания срока рассмотрения первых частей - 09.08.2018.
Дата проведения Аукциона - 13.08.2018.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в пункте 6.2 проекта контракта предусмотрена возможность предоставления участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта снижена на 25 и более процентов, что противоречит части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, поскольку начальная (максимальная) цена данного контракта составляет более 15 млн. рублей.
Помимо этого, в документации об Аукционе Заказчиком неправомерно устанавлен перечень возможных видов и объемов работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно.
Также, по мнению Заявителя, в аукционной документации не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, согласились, представили письменные пояснения и запрашиваемые документы.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 15 информационной карты документации о закупке установлено, что если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6.2 Проекта Контракта в случае если участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в конкурсной документации, что составляет _________________ рублей (____________________________) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, антидемпинговые меры в проекте контракта установлены Заказчиком в нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
2. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570).
В Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В пункте 9.3 технического задания указано, что исполнитель (согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N 570) обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по договору любые работы из работ, входящих в проектно-сметную документацию (возможные виды работ для выбора).
Как установлено материалами дела, предметом закупки является выполнение работ по ремонту стадиона в физкультурно-оздоровительном Центре "Олимп" с. Фершампенуаз Нагайбакского муниципального района Челябинской области, что не относится к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших условие о выполнении работ подрядчиком работ самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе
3. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Пунктом 2.3 Проекта контракта установлено, что "В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта".
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего в документации об Аукционе обязательное условие об уменьшении суммы, соответствующее редакции Закона о контрактной системе, вступавшей в силу 01.07.2018, нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия, приходит к выводу, что в указанных действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки обжалуемой закупки антимонопольным органом установлено следующее.
1. В соответствии со статьей 401 Гражданского Кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Пунктом 12.1 проекта контракта предусмотрено, что наступление обстоятельств непреодолим силы (Форс-мажор), как-то: стихийные бедствия, войны, эпидемии, иные события, не подлежащие разумному контролю Сторон, освобождают Стороны от ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств по контракту.
Таким образом, использование данной формулировки в проекте контракта не соответствует положениям Гражданского Кодекса и нарушает часть 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как следует из пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 10 раздела "Требования к участникам электронного аукциона" информационной карты документации об аукционе в электронной форме указанное требование к участникам закупки в нарушение пункта 11 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе отсутствует.
Дополнительно Комиссия отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Перспектива" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт стадиона в физкультурно-оздоровительном Центре "Олимп" с.Фершампенуаз Нагайбакского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300028818000034) обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1, части 5 статьи 31, части 9, пункта 2 части 13 статьи 34, части 1 статьи 37, пункт 6 части 5 статьи 63, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б Черенкова А.В. Каральная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 августа 2018 г. N 511-ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2018