Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - начальника отдела, |
|
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - старшего государственного инспектора, |
|
|
Тамимдаровой З.Ш. -ведущегоспециалиста-эксперта, |
в присутствии представителя уполномоченного органа Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам: Камалетдинова Д.М. (доверенность N04/18 от 09.01.2018 г.), в отсутствии представителей заказчиков, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом; направлены письменные пояснения, документы), в присутствии директора ООО "НПО "Радуга":Хабибуллина Ильяса Фарииховича (решение N1 от 02.07.2015 г.), в отсутствии заявителя Хабибуллина ИльгизаФарииховича, а дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, рассмотрев жалобы Хабибуллина И.Ф. (вх. N12594/ж от 06.08.2018 г.), ООО "НПО "Радуга" (вх. N12595/ж от 06.08.2018 г.) на действия уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, заказчиков при проведении закупки N0111200000918000461 на предмет:"Право заключения государственного контракта на поставку оригинальных картриджей и тонеров для государственных нужд Республики Татарстан, нужд автономных и бюджетных учреждений Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА
Извещение о проведении электронного аукционаN0111200000918000461размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru18.07.2018 г.
Уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам.
Начальная (максимальная) цена контракта -18 545 605, 00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Представительуполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия уполномоченного органа, заказчиков и позиции уполномоченного органа, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
В ходе заседания Комиссии представителем ООО "НПО "Радуга" заявлено ходатайство об истребовании документов, на основании которых уполномоченный орган осуществляет централизованные закупки. В удовлетворении указанного ходатайства отказано, так как запрашиваемые документы находятся в общем доступе, размещены в сети Интернет на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам.
По жалобе Хабибуллина И.Ф. (вх. N12594/ж от 06.08.2018 г.).
1. Относительно довода заявителя, что проведение рассматриваемого совместного аукциона нарушает требования статьи 25 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как потребность заказчиков в картриджах, тонеров не идентичная.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно пункту 4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г., для целей проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров. Исходя из вышеуказанной правовой позиции объектом закупки для всех заказчиков являются одни и те же товары - картриджи, обладающие единым родовым признаком и тонеры, без которых использование картриджей невозможно. Кроме того указанные товары используются для печати текстовой информации на бумажных носителях, что свидетельствует об однородности данных товаров.
Следовательно, довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя, что требования технического задания аукционной документации нарушают пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Таким образом, из положений норм частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Комиссией установлено, что в техническом задании аукционной документации установлены товарные знаки картриджей и тонеров, закупаемых заказчиками, а также указано оборудование, для которого закупается данный товар. С учетом того, что являющийся объектом закупки товар относится к расходным материалам, его конкретные характеристики определены в заявках заказчиков, исходя из собственных потребностей в зависимости от используемой заказчиками компьютерной техники.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
По жалобе ООО "НПО "Радуга" (вх. N12595/ж от 06.08.2018 г.).
1. Относительно довода заявителя, что требования части 4 Техническое задание аукционной документации ограничивают конкуренцию путем указания товарных знаков к поставляемым товарам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В техническом задании в сведениях о показателях товара указаны следующие товарные знаки:Kyocera, Hewlett-Packard,Samsung,Brother, Сanon и др.
Таким образом, в описании объекта закупки включены указания на фирменные наименования и наименования производителей оригинальных картриджей.
Исходя из анализа технического задания, Комиссией установлено, что товарный знак заказчиком используется для указания на модель оргтехники, которую требуется обслуживать, в том числе, заправлять картридж, а также для указания на товарный знак оригинального картриджа и на товарный знак принтера, для которого оригинальный картридж предназначен.
Согласно пояснениям уполномоченного органа и заказчиков такое указание предусмотрено исключительно для наиболее полного и корректного описания объекта закупки, имеющего целью предоставить потенциальным участникам закупки наиболее точную информацию, например, о том, для какого принтера требуется заправка картриджа. Отсутствие указания на товарный знак в данном случае повлекло бы за собой неопределенность в описании потребности заказчика и лишило бы потенциальных участников закупки права на полноценный доступ к информации о закупке, не позволив произвести точный расчет ценовых предложений на участие в закупке.
Такое указание включено уполномоченным органом в описание объекта закупки,в целях обеспечения совместимости поставляемого товара с имеющимся у заказчиков оборудованием, а также для соблюдения правил эксплуатации оборудования.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2015 г. по делу NA65-14066/2014.
Следовательно, довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о необоснованном объединении в один лот 55 хозяйствующих субъектов, что приводит к увеличению размера обеспечения заявок на участие в аукционе и размера обеспечения исполнения контракта, а также влечет ограничение конкуренции.
Согласно условиям электронного аукциона установлено, что закупка осуществляется исключительно у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, при установлении ограничения в отношении участников закупки, которым могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно пункту 1 части 16 статьи 44 Закона о контрактной системе, размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять от одной второй процента до одного процента НМЦК, если размер НМЦК составляет от пяти до двадцати миллионов рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
По результатам анализа аукционной документации Комиссией установлено, что согласно части 2 аукционной документации НМЦКзакупки составляет 18 545 605 рублей, размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет 1 процент, размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 процентов.
Кроме того, статьи 25, 26 Закона о контрактной системе не содержат каких-либо количественных ограничений в отношении заказчиков, проводящих совместные аукционы или централизованные закупки.
Уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам осуществляет закупку товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан в соответствии с Детализированным перечнем централизованно закупаемых товаров, заказываемых работ и услуг для нужд заказчиков Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2008г.N2 615 "О вопросах организации централизованного определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных нужд Республики Татарстан и признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан".
Централизованное определение поставщиков осуществляется в целях повышения эффективности системы размещения заказов на поставку картриджей и тонеров для государственных и муниципальных нужд Республики Татарстан, а также эффективности использования бюджетных средств, ввиду чего проведение закупочной процедуры для каждого заказчика отдельно не является целесообразным.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о соответствии положений аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г.N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА
Признать жалобы Хабибуллина И.Ф. (вх. N12594/ж от 06.08.2018 г.), ООО "НПО "Радуга" (вх. N12595/ж от 06.08.2018 г.) на действия уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, заказчиков при проведении закупки N0111200000918000461 на предмет:"Право заключения государственного контракта на поставку оригинальных картриджей и тонеров для государственных нужд Республики Татарстан, нужд автономных и бюджетных учреждений Республики Татарстан",необоснованными.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
З.Ш. Тамимдарова |
|
|
Исп.: ГиниятуллинаЛейсан Рустамовна
Тел. (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13 августа 2018 г. N 454-кз/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018