Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии -Меркулова Н.С.- Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя муниципального заказчика администрации МО "Верхнекалиновский сельсовет" Фомина С.К. (постановление от 24.09.2014 N13/22), в отсутствие представителя ООО "Лидергрупп" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Лидергрупп" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика администрации МО "Верхнекалиновский сельсовет"при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство парка в пос. ВернекалиновскийКамызякского района Астраханской области (реестровый N0125300011618000001) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 03.08.2018 поступила жалоба Заявителя на действия муниципального заказчика администрации МО "Верхнекалиновский сельсовет" (далее также Заказчик)при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство парка в пос. ВернекалиновскийКамызякского района Астраханской области (реестровый N0125300011618000001).
По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования о предоставлении во второй части заявки документов, предусмотренных пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99), поскольку в рамках объекта закупки не предусмотрены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия установила, что 06.07.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство парка в пос. ВернекалиновскийКамызякского района Астраханской области (реестровый N0125300011618000001) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация) (с последними изменениями от 12.07.2018).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьв том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе(указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к Постановлению N99.
Согласно пункту 2 приложения N1 к Постановлению N99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N1 к Постановлению N99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Заказчик в п. 18 информационной карты аукционной документации установил что вторая части заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению о проведении аукциона и аукционной документации объектом закупки являетсяблагоустройство парка в пос. ВернекалиновскийКамызякского района Астраханской области.
К основным видам работ по благоустройству территории относятся: уборка территории от грязи, мусора, снега и льда, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега; озеленение территории; ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки); содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры; возведение различных видов ограждений, установка скамеек, фонарей уличного освещения.
Под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Текущий ремонт направлен на восстановление работоспособности или исправного состояния какого-либо объекта и/или восстановления его ресурса.
Исходя из изложенного, благоустройство территории по своей природе относится к работам по текущему ремонту.
Позиция антимонопольного органа подтверждается также письмом Ассоциации-Регионального отраслевого объединения работодателей саморегулируемая организация "Астраханские строители" от 03.08.2018 N01-02/650.
Верховный Суд РФ в решении от 22.08.2016 N АКПИ16-574 указал, что дополнительные требования в виде наличия опыта выполнения работ предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ нарушает пункт 2 части 1 статьи 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах Комиссия Управления считает целесообразным выдать комиссии Заказчика предписание.
Кроме того, заявитель считает, что Заказчик не указал, в каком разделе документации об аукционе содержатся требования к товарам, используемым при выполнении работ и не установил надлежащей инструкции по заполнению заявки.
На официальном сайте Заказчиком размещены следующие документы: "аукционная документация", "перечень изменений", "Приложение N1 к аукционной документации", "Приложение N2 к аукционной документации".
Комиссия, изучив данные документы, установила, что размещенные на официальном сайте документы не противоречат друг другу, являются взаимосвязанными частями документации об аукционе, системное прочтение которых позволяет установить однозначный смысл их положений.
Техническим заданием аукционной документации установлено, что функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики материалов, используемых при выполнении работ указаны в Приложении N2 к документации об электронном аукционе "Ведомость ресурсов".
Также аукционная документация содержит развернутую инструкцию по заполнению первой части заявки участниками закупки.
Заявитель на рассмотрение жалобы своего представителя не направил и доказательств наличия обстоятельств, препятствующих ему в определении положений документации, содержащих требования к товарам, не представил, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на него возложена обязанность в предоставлении таких доказательств.
Кроме того Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Заказчик в п. 19 информационной карты аукционной документации установил, что обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником самостоятельно.
По смыслу статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки должны содержаться, среди прочего информация о размере и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с названных Федеральным законом).
При этом согласно ч.52 ст. 112 Закона о контрактной системе в сфере по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Таким образом Заказчиком нарушена ч.52 ст.112 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Лидергрупп" на действия муниципального заказчика администрации МО "Верхнекалиновский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство парка в пос. ВернекалиновскийКамызякского района Астраханской области (реестровый N0125300011618000001) обоснованной в части.
2. Признать муниципального заказчика администрации МО "Верхнекалиновский сельсовет" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, ч.6 ст.66, ч.52 ст.112 Закона о контрактной системепри проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство парка в пос. ВернекалиновскийКамызякского района Астраханской области (реестровый N0125300011618000001).
3. Выдать предписание единой комиссии муниципального заказчика администрации МО "Верхнекалиновский сельсовет"при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на благоустройство парка в пос. ВернекалиновскийКамызякского района Астраханской области (реестровый N0125300011618000001).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 августа 2018 г. N 317-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2018