Инспекция, утвержденная приказом руководителя инспекции Астраханского УФАС России от 10.08.2018 N111-п (далее - Инспекция), в составе:
Меркулова Н.С. - руководителя - Астраханского УФАС России (далее также Управления) - руководителя инспекции;
Литвинова Н.С. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти - участника Инспекции;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти - участника Инспекции;
на основании обращения ООО "Археологическое общество Кубани" (вх. от 09.08.2018 N7546), а также в соответствии с требованием ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку на предмет соблюдения государственным заказчиком ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проведение научно-исследовательских (археологических) работ при реконструкции объекта: реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 705+000 - км 718+800, Чеченская Республика, Республика Дагестан (реестровый номер электронного аукциона 0318100043418000130).
Проверка государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) осуществлялась 14.08.2018 в присутствии представителя Заказчика - Саблина В.Г. (доверенность от 14.08.2018 N108-ЮК). В ходе проверки было установлено следующее.
29.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проведение научно-исследовательских (археологических) работ при реконструкции объекта: реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 705+000 - км 718+800, Чеченская Республика, Республика Дагестан (реестровый номер электронного аукциона 0318100043418000130) и документация о нем (последние изменения от 13.07.2018).
На основании Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с данного закона конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Положениями Закона о контрактной системе определены случаи, при которых заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, а именно: если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации; выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Объектом закупки является проведение научно-исследовательских (археологических) работ при реконструкции объекта: реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 705+000 - км 718+800, Чеченская Республика, Республика Дагестан.
Согласно техническому заданию основными видами работ являются:
- подготовительные (предварительные) работы, включая: изучение литературных и графических материалов (историко-библиографические работы); обследования территории, опрос и определение основных положений по ведению археологического исследования; получение необходимых разрешительных документов (открытый лист) на право ведения археологического исследования; подбор научно-технического персонала и формирование отрядов экспедиции; анализ картографических материалов;
- выполнение археологических полевых работ (раскопок) исследований на площади 5000 кв.м. в границах расположения объекта археологического наследия Грунтовый могильник "Кошкельдинский 2", включая: расчистка территории и разбивка раскопа; фотофиксация процесса снятия балластного слоя и подготовки к раскопкам; описание стратиграфии, материка и других конструктивных элементов в раскопе; окончательная зачистка материковой поверхности для выявления скрытых ранее объектов; описательная, фото и графофиксация обнаруженных археологических объектов; вычерчивание плана памятника с обводкой тушью; вычерчивание ситуационного плана с обводкой тушью; ведение полевой документации; полевую зарисовку и упаковку находок; составление полевой описи; составление паспорта археологического памятника;
- выполнение камеральной обработки материалов, полученных при проведении полевых охранно-спасательных исследований, включая: научный анализ собранного материала; натурная фотосъемка, составление аннотации к фотоматериалам, составление ситуационных планов объекта, плана размещения индивидуальных находок, планов раскопов по пластам и стратиграфических разрезов стенок раскопов, фасадов и разрезов; вычерчивание находок; мытье, шифровка, склеивание фрагментов находок, зарисовка объектов; составление описаний находок; комплектацию альбома; составление текстовой части отчета; составление иллюстративной части отчета с приложением документальной фотофиксации и графических материалов; перенос материалов на электронный носитель;
- подготовка технического отчета о проведении полевых охранно-спасательных исследований и изысканий;
- получение разрешения на проведение строительно-монтажных работ в зоне исследованного памятника археологии;
- обеспечение сохранности полученных индивидуальных археологических находок и передачи их в Музейный фонд Российской Федерации согласно коллекционной описи в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. .
Ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях Закона N 73-ФЗ относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Ч.9 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) установлен, что спасательные археологические полевые работы это проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.
Учитывая, что Грунтовый могильник "Кошкельдинский 2" является объектом археологического наследия, а также что техническим заданием предусмотрено выполнение археологических полевых работ (раскопок) Заказчику, необходимо было выбрать в качестве способ определения поставщика конкурс с ограниченным участием, либо один из способов, указанных в части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе, а именно: в рассматриваемом случае - электронный аукцион.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 2 и части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно выбран в качестве способа определения поставщика открытый конкурс.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Инспекция отмечает, что 13.08.2018 Заказчиком был заключен контракт на проведение научно-исследовательских (археологических) работ при реконструкции объекта: реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 705+000 - км 718+800, Чеченская Республика, Республика Дагестан (реестровый номер электронного аукциона 0318100043418000130), что исключает возможность выдачи ему предписания.
В силу изложенного Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" нарушившим пункт 2 части 2 и часть 2.1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проведение научно-исследовательских (археологических) работ при реконструкции объекта: реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 705+000 - км 718+800, Чеченская Республика, Республика Дагестан (реестровый номер электронного аукциона 0318100043418000130).
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы проверки N111-18 передать уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководитель инспекции Н.С.Меркулов
Участники инспекции: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 августа 2018 г. N 111-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018