Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Изумруд" на действия Заказчика Администрации Исетского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона N 76-2018-ЭА на выполнение работ по объекту: "Выполнение работ по установке блочной станции подготовки питьевой воды в с. Слобода-Бешкиль" (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300012518000103),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В обоснование поданной жалобы Заявитель указывает, что среди характеристик для товара 11 "Активированный уголь" установлена характеристика "Размер частиц", для которой заказчиком определена нестандартная единица измерения "меш". Обоснование применения нестандартной единицы измерения, а равно каких-либо пояснений о том, что представляет собой указанная единица измерения, документация не содержит. Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком не установлены надлежащие требования о размере штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком, подрядчиком обязательств по контракту. При этом, вопреки требованиям законодательства о контрактной системе Заказчиком определены пени исходя из ставки рефинансирования, тогда как указанные пени должны рассчитываться исходя из значения ключевой ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Одновременно, Заявитель обращает внимание, что включение в проект контракта ссылки на Правила N 1042 вместо установления конкретных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Представитель Заявителя ООО "Изумруд" на заседание Комиссии не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Заказчика Администрации Исетского муниципального района Тюменской области, на заседании Комиссии не согласился с доводами жалобы, представил надлежащим образом заверенную копию аукционной документации N 76-2018-ЭА, которая приобщена в материалы дела.
В обоснование своих возражений, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что единица измерения "меш" законодательно не определена. Кроме того сообщил, что в соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 11 декабря 2015 г. N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, соответственно по мнению Заказчика изменение размера ставки рефинансирования не может быть изменено без изменения ключевой ставки. Представитель Заказчика также пояснил, что размер штрафа определен в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, представителей заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункту 2 части 3 стать 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Из материалов дела усматривается, что Администрация Исетского района Тюменской области, являясь Заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Выполнение работ по установке блочной станции подготовки питьевой воды в с. Слобода-Бешкиль".
Информация об электронном аукционе 18.07.2018 года была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300012518000103.
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 10 000 000,00 рублей.
Дата начала подачи заявок: 18.07.2018.
Дата окончания подачи заявок: 03.08.2018, 09:00.
Наименование электронной площадки: АО "ЕЭТП" (адрес в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://roseltorg.ru).
По первому доводу Заявителя, о том, что Заказчиком в аукционной документации определена нестандартная единица измерения характеристики товара "Активированный уголь", показателя "Размер частиц" - "меш", которая противоречит требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В Приложении N 2 к аукционной документации содержится проект муниципального контракта на выполнение работ по установке блочной станции подготовки питьевой воды в с. Слобода - Бешкиль.
В Приложении N 1 к проекту муниципального контракта содержится техническое задание на выполнение работ по установке блочной станции подготовки питьевой воды в с. Слобода-Бешкиль.
В приложении к техническому заданию муниципального контракта содержатся характеристики устанавливаемого оборудования. В пункте 11 содержатся характеристика товара "Активированный уголь", показателя "Размер частиц" единица измерения указана "меш".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное сокращенное наименование единицы измерения "меш" следует понимать как "мешки".
На участие в электронном аукционе от участников закупки поступило 5 (пять) заявок с идентификационными номерами: 1, 3, 5, 6, 7
Согласно Протокола рассмотрения первых частей заявок участников электронного аукциона от 03.08.2018 к участию в электронном аукционе допущено 4 (четыре) заявки с идентификационными номерами: 1, 3, 6, 7.
Заявке с идентификационным номером 5 отказано в допуске на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, ввиду непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Участником закупки не указаны конкретные показатели товара, оборудования, используемого для выполнения работ.
Согласно Протокола рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона от 07.08.2018, победителем электронного аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью "Теплотехник" (ИНН 7207011675).
Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу,что установленные в описании Заказчиком единицы измерения "меш" характеристики устанавливаемого оборудования пункта 11 "Активированный уголь" показателя "Размер частиц" - "меш" (приложение к техническому заданию) не повлияли на результаты электронного аукциона.
Кроме того, Комиссией установлено, что от участника закупки ООО "Изумруд" запросы на разъяснение положений аукционной документации в адрес Заказчика не поступали.
В Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается, что Участник вправе предоставить значения в соответствии с данными производителя либо в соответствии с нормативами на данный товар, таким образом, количество участников закупки не ограничивается требованиями Заказчика.
Следовательно, установление единицы измерения товара "Активированный уголь", показателя - "Размер частиц" - "меш", не нарушило права участника закупки ООО "Изумруд", не повлияло на возможность участия в аукционе и не ограничило количество участников закупки, поскольку аукцион признан состоявшимся.
Таким образом, довод Заявителя в указанной части является необоснованным.
По второму доводу Заявителя о том, что Заказчиком не включен в проект контракта конкретный размер штрафа и пени, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 N 1063" (далее по тексту - Правила) регламентирует порядок определения размера штрафа и пени в случае ненадлежащего исполнения обязательств по заключенному контракту.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе размер штрафа, подлежащего взысканию за ненадлежащее выполнение заказчиком или подрядчиком своих обязательств, устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Применяемое Законом о контрактной системе в отношении порядка установления размера штрафа понятие "в виде фиксированной суммы" не свидетельствует о том, что проект контракта должен содержать указание на конкретную сумму штрафа или пени в денежном выражении, а означает, что в отличие от пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренный контрактом размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им обязательства.
При этом в пунктах 3, 4 и 5 Правил, установлены конкретные размеры штрафов, определяемые в качестве процента от цены контракта.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 опубликовано официально для всеобщего ознакомления и находится в общем доступе (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 сентября 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 сентября 2017 г. N 36 ст. 5458). Все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. В связи с изложенным Заказчик не может быть признан нарушившим положения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя в указанной части является необоснованным.
По третьему доводу Заявителя о том, что Заказчиком вопреки требованиям Закона о контрактной системе определены пени исходя из ставки рефинансирования, тогда как указанные пени должны рассчитываться исходя из значения ключевой ставки Центрального банка РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 11 декабря 2015 г. N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
В соответствии с пунктом 9.2 проекта муниципального контракта (приложение N 2 к аукционной документации) в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплату неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной в срок суммы.
В соответствии с пунктом 9.3 проекта муниципального контракта (приложение N 2 к аукционной документации) размер штрафа устанавливается настоящим контрактом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 N 1063", в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что Заказчиком включено надлежащее условие об ответственности участника закупки, кроме того, Комиссия считает необходимым обратить внимание Заявителя на то обстоятельство, что значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России в соответствии с Указание Центрального банка РФ от 11 декабря 2015 г. N 3894-У. Поэтому довод заявителя о том, что пени должны рассчитываться исходя из значения ключевой ставки Центрального банка РФ является необоснованным, ввиду того, что значение ставки рефинансирования возможно устанавливать в проекте муниципального контракта в соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 11 декабря 2015 г. N 3894-У.
Таким образом, довод Заявителя в указанной части является необоснованным.
Комиссией Тюменского УФАС России проведена внеплановая проверка действий Заказчика при проведении электронного аукциона N 76-2018-ЭА на выполнение работ по объекту: "Выполнение работ по установке блочной станции подготовки питьевой воды в с. Слобода-Бешкиль", по результатам которой установлено следующее.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 9.4 проекта муниципального контракта (приложение N 2 к аукционной документации) за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 1000,00 рублей.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 9.7 проекта муниципального контракта (приложение N 2 к аукционной документации) за каждый факт неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы и составляет 1 000,00 рублей.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым обратить внимание, что Заказчику необходимо внести изменения и дополнения в проект контракта при его заключении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2, ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Изумруд" на действия Администрации Исетского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона N 76-2018-ЭА на выполнение работ по объекту: "Выполнение работ по установке блочной станции подготовки питьевой воды в с. Слобода-Бешкиль" (реестровый номер закупки 0167300012518000103) необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений и дополнений в проект контракта при его заключении, с учетом выводов изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" - http://roseltorg.ru, обеспечить техническую возможность для исполнения выданного предписания и проведения процедуры электронного аукциона N 0167300012518000103.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 августа 2018 г. N ФКС18/329
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2018