Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс" (далее - ООО "Стройресурс", заявитель, Общество): <_>, <_> (представители по доверенностям);
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Администрация муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МР "Горный улус" РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): не явились, уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "Дирекция единого заказчика" МР "Горный улус" РС (Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Стройресурс" на действия заказчика МКУ "Дирекция единого заказчика" МР "Горный улус" РС (Я), уполномоченного органа Администрации МР "Горный улус" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта по линии общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия в XXI веке": 4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Кюерелях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (первая очередь) (изв. N 0316300146118000009), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройресурс".
Из текста жалобы заявителя следует:
1. Аукционная комиссия неправомерно признала заявку ООО "Стройресурс" несоответствующей требованиям аукционной документации.
2. Протокол подведения итогов электронного аукциона содержит недостоверные сведения об участнике закупки, признанном победителем электронного аукциона.
3. В нарушение требований Закона о контраткной системе заказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требовани, согалсно которому участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации.
4. Аукционной комиссией уполномоченного органа заявка победителя закупки ИП <_> признана соответсвующей требованиям аукуционной документации неправомерно, поскольку данный участник закупки не является членом саморегулируемой организации.
Просят признать жалобу обоснованной.
Как следует из письменных пояснений уполномоченного органа, с доводами жалобы не согласны, указывают, что в аукционной документации установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. От участника закупки ООО "Стройресурс" не поступало запросов о разъяснений положений аукционной документации.
Указывают, что требование, согласно которому участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации не установлено в рамках данной закупи на основании положений подпункта 2.2 части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Просят признать жалобу ООО "Стройресурс" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 13.07.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 руб.;
4) на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки, к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
5) в ходе проведения электронного аукциона поступило 4 предложения цены контракта;
6) заявка участника закупки с порядковым номером заявки 222 (ООО "Стройресурс") признана несоответствующей требованиям аукционной документации;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройресурс" частично обоснованной, а доводы в части обжалования положений аукционной документации и действий аукционной комиссии уполномоченного органа по признанию заявки победителя электронного аукциона соответствующей требованиям аукционной документации не подлежащими рассмотрению на основании следующего.
1. Довод в части неправомерного признания второй части заявки на участие в закупке заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации необоснованным по следующим основаниям.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.07.2018 N0316300146118000009-3 заявка N 222 (ООО "Стройресурс") признана несоответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям: "Не соответствие в требованиям ч.1 ст. 31 ФЗ-44 указанных в аукционной документации".
Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит единые требования к участникам закупки, которые заказчик устанавливает при осуществлении закупки.
Указанные требования установлены в пункте 2.1 части 1 "Сведения о проводимом в электронном аукционе" аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная документация содержит требование в составу заявки участников закупки, в том числе:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
8) отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
9) участник закупки не является офшорной компанией".
Следовательно, участнику закупи в составе второй части заявки надлежит представить документ, содержащий сведения и подтверждающий соответствие такого участника электронного аукциона требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе второй части заявки участника закупки с порядковым номером 222 (ООО "Стройресурс").
Согласно поступившим сведениям во второй части заявки участником закупки ООО "Стройресурс" представлены, в том числе следующие документы и сведения: анкета участника закупки, сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также архивный файл "Декларация", при этом данная декларация содержит сведения о соответствии предлагаемых помещений условиям и требованиям заказчика ФГКУ "УВО ВНГ России по РС (Я)".
Иных документов, подтверждающих соответствие участника закупки ООО "Стройресурс" единым требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе и установленным в пункте 2.1 части 1 "Сведения о проводимом в электронном аукционе" аукционной документации в составе второй части заявки не представлено.
Кроме того, представители ООО "Стройресурс" в ходе заседания Комиссии пояснили, что при направлении заявки на участие в данном электронном аукционе декларацию о соответствии единым требованиям с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки не составляли.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что действия аукционной комиссии уполномоченного органа, по признанию заявки ООО "Стройресурс" несоответствующей требованиям аукционной документации, не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
Первый довод жалобы заявителя признан необоснованным.
2. Довод в части указания в протоколе подведения итогов электронного аукциона недостоверной информации подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено ранее, в соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
При этом, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно материалам дела протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.07.2018 N0316300146118000009-3 содержит, в том числе следующие сведения:
N |
Порядковый номер заявки |
Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) участника аукциона |
Место нахождения (для юридического лица), место жительства (для физического лица) |
Решение Единой комиссии |
3 |
156 |
Индивидуальный предприниматель <_> |
677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, ул.Хабарова ул., д.дом 19, корпус 2 - 21 |
Признать вторую часть заявок соответствующей требованиям документации об электронном аукционе |
Между тем, согласно поступившим от оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" сведениям, Индивидуальный предприниматель <_> находится по адресу: 678030, Республика Саха (Якутия), Горный улус, с. Бердигестях, ул. Коврова, 30.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.07.2018 N0316300146118000009-3 содержит недостоверную информацию.
Второй довод жалобы заявителя признан обоснованным.
3. Довод в части не установления в аукционной документации требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требования, согалсно которому участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации признан неподлежащим рассмотрению на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует, в том числе положения аукционной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru установлены следующие дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе изв. N 0316300146118000009 - 23 июля 2018 года.
Между тем, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 31 июля 2018 года, то есть позднее срока окончания подачи заявок на участие в данной закупке.
Таким образом, жалоба заявителя в части не установления в аукционной документации требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требования, согалсно которому участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации не подлежит рассмотрению, в связи с тем, что заявителем пропущен срок обжалования положений аукционной документации.
4. Довод в части неправомерного признания заявки участника закупки ИП <_> соответсвующей требованиям аукуционной документации признается неподлежащим рассмотрению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на действия (бездействие) заказчика должна содержать, в том числе указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.
Из жалобы заявителя следует, что ООО "Стройресурс" обжалуются действия аукционной комиссии уполномоченного органа в части признания заявки участника закупки с порядковым номером 156 (Индивидуальный предприниматель <_>) соответствующей требованиям аукционной документации, а также признание данного участника закупки победителем электронного аукциона.
Между тем, как установлено ранее, заявка заявителя ООО "Стройресурс" не соответствует требованиям аукционной документации.
При этом, в силу части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Следовательно, жалоба ООО "Стройресурс" не содержит доводов, указывающих на нарушение прав и законных интересов заявителя действиями (бездействием) заказчика, поскольку действия аукционной комиссии уполномоченного органа в части признания заявки заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации являются правомерными, в связи с чем контракт по итогам данной закупки не может быть заключен между заказчиком и ООО "Стройресурс".
Таким образом, четвертый довод жалобы ООО "Стройресурс" признан неподлежащим рассмотрению.
Жалоба ООО "Стройресурс" признана частично обоснованной, а доводы в части обжалования положений аукционной документации и действий аукционной комиссии уполномоченного органа по признанию заявки победителя электронного аукциона соответствующей требованиям аукционной документации не подлежащими рассмотрению.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно материалам дела начальная (максимальная) цена контракта данного электронного аукциона составляет 2 000 000,00 руб., следовательно, в рамках данной закупки обеспечение заявки не требуется.
Между тем, часть 1 "Сведения о проводимом в электронном аукционе" аукционной документации содержит, в том числе следующие сведения:
1.19 1.1.1 |
Размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе |
1 % от начальной (максимальной) цены контракта - 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек. |
1.20 |
Реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого аукциона |
Средства обеспечения заявок перечисляются по банковским реквизитам оператора электронной площадки в соответствии с инструкцией, находящейся по адресу: https://www.sberbank-ast.ru/Content.aspx?tid=2. Порядок внесения обеспечения: обеспечение должно быть предоставлено до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе. За несвоевременное предоставление обеспечения заявки отвечает участник закупки |
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа, установившего в аукционной документации требование о предоставлении обеспечения заявки нарушают положения части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
В силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ) часть 1 статьи 31 дополнена пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Данные изменения вступили в силу 09.01.2017 г.
Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ) часть 1 статьи 31 дополнена пунктом 11, устанавливающим требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные изменения вступили в силу 01.07.2018 г.
Учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона было опубликовано на официальном сайте ЕИС 13.07.2018 г., внесенные в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изменения в данном случае подлежат применению.
Согласно материалам дела, единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены заказчиком в пункте 2.1 части 1 "Сведения о проводимом в электронном аукционе" аукционной документации.
При этом, проанализировав указанные положения аукционной документации Комиссией антимонопольного органа установлено, что данные требования установлены заказчиком без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования пунктов 7.1, 11 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Как установлено ранее, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукцион.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в статью 66 Закона о контрактной системе внесены, в том числе следующие изменения:
Часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе изложена в следующей редакции:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Между тем, согласно материалам дела, требования к составу заявки на участие в электронном аукционе установлены без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования пунктом 2 части 1 статьи 64, подпункта "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать, в том числе информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона, следовательно, такая информация не должна содержать разночтений.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
Согласно информации с официального сайта ЕИС в рамках проведения электронного аукциона (извещение N 0316300146118000009) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе не установлено.
Между тем, как следует из материалов дела ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотренное статьей 30 Закона о контрактной системе в рамках данной закупки установлено (пункт 2.6 части 1 "Сведения о проводимом в электронном аукционе" аукционной документации).
При этом, в аукционной документации не установлено требование к составу заявки, предусмотренное пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, о наличии в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
На основании изложенного, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования части 3 статьи 30, части 1 статьи 64, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройресурс" на действия заказчика МКУ "Дирекция единого заказчика" МР "Горный улус" РС (Я), уполномоченного органа Администрации МР "Горный улус" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта по линии общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия в XXI веке": 4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Кюерелях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (первая очередь) (изв. N 0316300146118000009) частично обоснованной, (в части указания в протоколе подведения итогов электронного аукциона недостоверной информации), а доводы в части обжалования положений аукционной документации и действий аукционной комиссии уполномоченного органа по признанию заявки победителя электронного аукциона соответствующей требованиям аукционной документации не подлежащими рассмотрению.
2. Признать заказчика МКУ "Дирекция единого заказчика" МР "Горный улус" РС (Я)/уполномоченного органа Администрации МР "Горный улус" РС (Я) нарушившим часть 3 статьи 30, пункты 7.1, 11 части 1 статьи 31, часть 1 статьи 44, пункт 2 части 1 статьи 64, части 1, 3 статьи 64, подпункт "а" пункта 2 части 3 статьи 66, пункт 7 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа Администрации МР "Горный улус" РС (Я) нарушившей часть 3 статьи 7, часть 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику МКУ "Дирекция единого заказчика" МР "Горный улус" РС (Я), уполномоченному органу Администрации МР "Горный улус" РС (Я), аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации МР "Горный улус" РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушениях.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 августа 2018 г. N 06-853/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2018