Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТЕРПЛАН" (далее - ООО "ТЕРПЛАН", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Кобяйский наслег" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МО "Кобяйский наслег" Кобяйского уласа (района) РС(Я), заказчик): не явились, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "ТЕРПЛАН" на действия заказчика Администрации МО "Кобяйский наслег" Кобяйского уласа (района) РС(Я) при проведении электронного аукциона на разработку генерального плана (извещение N 0116300028218000006), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТЕРПЛАН".
Из текста жалобы следует, что заявитель обжалует аукционную документацию на несоответствие Закону о контрактной системе:
1. Заказчик разместил аукционную документацию в ЕИС, которая разработана в соответствии с недействующим Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 года N 94-ФЗ.
2. Заказчик не установил требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта победителем закупки.
3. Заказчик установил ненадлежащий срок выполнения работ, предусмотренных контрактом.
4. Аукционная документация содержит некорректное описание объекта закупки.
5. Проект контракта содержит некорректное требование к исполнителю контракта.
6. Проект контракта содержит ответственность сторон не в соответствии с действующим законодательством.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что не согласны с доводами жалобы.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116300028218000006 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 11.06.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 562 810,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 9 заявок;
5) на момент проведения электронного аукциона предложение о цене контракта поступило от 5 участников закупки;
6) заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы, по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Терплан" обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части размещения аукционной документации в ЕИС, которая разработана в соответствии с недействующим Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 года N 94-ФЗ подлежит признанию обоснованным по следующим оснвоаниям.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
01.01.2014 года вступило в силу Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Материалами дела установлено, что аукционная документация содержит следующее: "Администрация муниципального образования "Кобяйский наслег" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) проводит открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по подготовке проекта Генерального плана муниципального образования "Кобяйский наслег" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Также, пунктом 11.3. проекта контракта установлено, что "во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Контрактом, отношения сторон регламентируются гражданским законодательством, Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Между тем, извещение о проведении электронного аукциона N 0116300028218000006 на разработку генерального плана раз размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 11.06.2018 года.
Таким образом, нарушено положение части 1 статьи 2, части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку аукционная документация не соответсвует действующему законодательству Российской Федерации.
Таким образом довод признан обоснованным.
2. Довод в части отсутствия требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта победителем закупки подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Материалами дела установлено, что в пункте 16 раздела I Информационная карта аукционной документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления: не установлено.
В извещение о проведении электронного аукциона N 0116300028218000006 от 11.06.2018 года и плане-графике указано, что размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления: не установлено.
Таким образом, действия заказчика по не установлению обеспечения исполнения контракта нарушают положения части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
3. Довод в части установления ненадлежащего срока выполнения работ, предусмотренных контрактом, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки и аукционной документации должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 13.3 Информационной карты аукционной документации установлено, что сроки (периоды) выполнения работ - в течение 2-х месяцев с момента подписания муниципального контракта.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является разработка генерального плана.
Согласно пунктам 1.1., 1.2 проекта контракт "Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по подготовке проекта Генерального плана муниципального образования "Кобяйский наслег" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - Работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить их в установленные настоящим муниципальным контрактом (далее - Контракт) сроки.
Исполнитель обязуется выполнить Работу, указанную в п. 1.1. настоящего муниципального контракта собственными силами в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и календарным планом (приложение N 2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта, требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующими региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, муниципальными программами и сдать Работу в установленные календарным планом сроки, в порядке и объеме, определенном техническим заданием".
Согласно Техническому заданию аукционной документации установлены следующие виды градостроительной документации: 1. Генеральный план поселения; 2. Проект межевания территории; 3. Проект планировки территории; 4. Правила землепользования и застройки.
Пунктом 10 Технического задания аукционной документации установлено основные требования к содержанию и форме представляемых материалов по этапам разработки градостроительной документации, последовательность и сроки выполнения работы:
1. Первый этап:
Сбор исходных данных.
2. Второй этап:
Разработка и согласование генерального плана поселения.
Генеральный план разработать на территорию границы поселения или на территорию границы населенного пункта. Карты генерального плана поселения выполнить с использованием цифровой картографической основы М 1:100 000 в цифровой (векторной) графике в программном продукте AutoCad.
Для согласования представить заказчику комплект материалов на электронном носителе в формате JPEG, пояснительную записку в формате DОС в ПО Microsoft Office Word.
Результат этапа - согласованный с Заказчиком генеральный план поселения представить на электронном но сителе в 1-ом экз. и в печатном виде в 3-х экз. Карты в электронном виде представить в формате JPEG и цифровой (векторной) графике в программном продукте AutoCad.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
Таким образом, установление заказчиком ненадлежащего срока исполнения условий, предусмотренных контрактом, нарушает положения пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Довод в части установления некорректного описания объекта закупки подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено выше, согласно Извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является разработка генерального плана.
Пунктом 10 Технического задания аукционной документации установлено основные требования к содержанию и форме представляемых материалов по этапам разработки градостроительной документации, последовательность и сроки выполнения работы:
1. Первый этап:
Сбор исходных данных.
2. Второй этап:
Разработка и согласование генерального плана поселения.
Генеральный план разработать на территорию границы поселения или на территорию границы населенного пункта. Карты генерального плана поселения выполнить с использованием цифровой картографической основы М 1:100 000 в цифровой (векторной) графике в программном продукте AutoCad.
Для согласования представить заказчику комплект материалов на электронном носителе в формате JPEG, пояснительную записку в формате DОС в ПО Microsoft Office Word.
Результат этапа - согласованный с Заказчиком генеральный план поселения представить на электронном но сителе в 1-ом экз. и в печатном виде в 3-х экз. Карты в электронном виде представить в формате JPEG и цифровой (векторной) графике в программном продукте AutoCad.
В соответствии с пунктом 14 Информационной карты аукционной документации расчет между Исполнителем и Заказчиком осуществляется в соответствии с календарным планом (Приложение N 4 к Документации) за выполненные этапы Работы и подтвержденные актами сдачи-приемки работы.
Согласно разделу 5 "Календарный план финансирования работ по подготовке документа территориального планирования - "Генеральный план муниципального образования "Кобяйский наслег" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (приложение N 4 к аукционной документации):
Номер этапа |
Наименование, основное содержание работ |
Срок выполнения работ |
Стоимость этапа, руб. |
Документ, подтверждающий выполнение работ |
1. |
Подготовительные работы. Обработка и корректировка топографической съемки. Сбор и обработка исходных данных |
июнь 2018 года |
- |
Информационный отчет |
2. |
Подготовка материалов по обоснованию проекта генерального плана в соответствии с п.7 технического задания |
июнь - июль 2018 года |
- |
Информационный отчет |
3. |
Подготовка положения о территориальном планировании и карт генерального плана в соответствии с п. 6 технического задания. Передача проекта ГП главе муниципального образования |
июль 2018 года |
- |
Акт сдачи-приемки, накладная передачи документов |
4. |
Согласование проекта ГП в соответствии с требованиями ст .25 ГрК РФ |
июль 2018 года |
- |
Заключения |
5. |
Публичные слушания по проекту генерального плана |
август 2018 года |
- |
Протокол публичных слушаний, заключение по публичным слушаниям |
6. |
Создание согласительной комиссии и внесение изменений в ГП в случае получения отрицательных заключений по результатам согласований и публичных слушаний |
август 2018 года |
- |
Акт сдачи-приемки, накладная передачи документов |
7. |
Утверждение генерального плана решением представительного органа местного самоуправления |
август 2018 года |
- |
Решение |
|
Итого: июнь - август 2018 года |
Х ХХХ ХХХ, Х |
Кроме того, пунктом 6 Технического задания аукционной документации установлено следующая нормативно-правовая база разработки градостроительной документации: Приказ "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения" от 7 декабря 2016 года N 793.
12.02.2018 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 года N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 10). Согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития России N 10 признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения" (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2017 г., регистрационный N 45101).
Таким образом, описание объекта закупки аукционной документации содержит некорректные требования, поскольку Техническое задание аукционной документации не соответствует разделу 5 "Календарный план финансирования работ по подготовке документа территориального планирования - "Генеральный план муниципального образования "Кобяйский наслег" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" аукционной документации по установлению вида и содержания выполняемых работ, а также указано требование к утратившему силу нормативно-правовому акту, что нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
5. Довод в части установления некорректного требования в проекте контракта к исполнителю подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 2.4.2. проекта контракта установлено, что "требовать от Исполнителя неукоснительного соблюдения положений технического задания, соблюдения законодательства Российской Федерации и Омской области в сфере градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений, санитарно-гигиенического благополучия населения, экологии, лесного хозяйства и лесопользования, охраны природных ресурсов и водных объектов, об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)".
Кроме того, пунктом 9.1. проекта контракта установлено, что "все споры и разногласия по настоящему контракту будут разрешаться Арбитражным судом Омской области в соответствии с действующим законодательством".
При этом пунктом 1.1 проекта установлено, что "исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по подготовке проекта Генерального плана муниципального образования "Кобяйский наслег" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - Работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить их в установленные настоящим муниципальным контрактом (далее - Контракт) сроки".
Таким образом, нарушено положение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку законодательство Омской области в сфере градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений, санитарно-гигиенического благополучия населения, экологии, лесного хозяйства и лесопользования, охраны природных ресурсов и водных объектов, об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия) не может быть применимо на территории Республики Саха (Якутия).
Довод признан обоснованным.
6.Довод в части установления ненадлежащей ответственности сторон в проекте контракта подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Материалами дела установлено, что в разделе 7 проекта контракта содержатся условия об ответственности заказчика, подрядчика (поставщика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом не в соответствии с действующим законодательством.
Правительством Российской Федерации 30.08.2017 г. принято постановление N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее также - Постановление N 1042).
Таким образом, в нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен надлежащий порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям действующего законодательства.
Довод признан обоснованным.
Жалоба ООО "ТЕРПЛАН" признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что пунктом 2 Информационной карты аукционной документации установлено следующее требование к участникам закупки в соответствии со статьей 11 Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд":
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом открытого аукциона в электронной форме;
2) не проведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа -юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) не приостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не принято.
5) отсутствие в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.
Таким образом, нарушено положение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Частями 3, 4, 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено требование к составу заявки на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, пунктом 1 Информационной карты аукционной документации установлены "требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Федерального закона и инструкция по ее заполнению:
Участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме до предусмотренных пунктом 3.1 документацией об открытом аукционе в электронной форме даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные пунктами 1.1 и 1.2 документации об открытом аукционе в электронной форме части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно. Участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в отношении каждого предмета открытого аукциона в электронной форме (лота).
1.1. Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
1.2. Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
2) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа выполнение работ, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке;
3) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме".
Таким образом, нарушено положения пункта 2 части 1 статьи 64, частей 3, 4, 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Пунктом 17 Информационной карты аукционной документации установлено, что начальная (максимальная) цена определена согласно сметного расчета на разработку проекта генерального плана муниципального образования "Кобяйский наслег". (Приложение N3).
Материалами дела установлено, что сметный расчет на разработку проекта генерального плана муниципального образования "Кобяйский наслег" отсутствует в составе аукционной документации.
Таким образом, нарушено положение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях.
Частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1, 10.2 проекта контракта установлено, что любые изменения и дополнения к настоящему Контракту имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими Сторонами.
Досрочное расторжение Контракта может иметь место в соответствии с п.8.3 настоящего Контракта, либо по соглашению сторон, либо на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нарушено положения частей 1, 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
5. Как установлено ранее, проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Относительно сроков оплаты за поставленный товар в проекте контракта указано следующее:
"3.2.3. Окончательный расчет между Заказчиком и Исполнителем осуществляется после передачи Работы Заказчику в полном объеме, определенном техническим заданием, надлежащего качества, соответствующего требованиям и нормам проектирования для данного вида Работы в течение 10 банковских дней с момента утверждения Работы, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, и после подписания акта приема-передачи выполненной Работы.".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика включивших в проект контракта условие о сроках оплаты за поставленный товар, исчисляемых во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признаются нарушающими часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом, пунктом 11.1. проекта контракта установлено, что "Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Контракту, но не позднее 31 декабря 2014 года".
Как установлено выше, извещение о проведении электронного аукциона N 0116300028218000006 на разработку генерального плана раз размещено на ЕИС, а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 11.06.2018 года.
Таким образом, заказчик установил некорректный срок действия контракта, что нарушает положение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТЕРПЛАН" на действия заказчика Администрации МО "Кобяйский наслег" Кобяйского уласа (района) РС(Я) при проведении электронного аукциона на разработку генерального плана (извещение N 0116300028218000006) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрации МО "Кобяйский наслег" Кобяйского уласа (района) РС(Я) нарушившим часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 8, часть 1 статьи 96, пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, пункты 1, 2 части 1, части 1, 3, 4 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, части 5,7,8,13 статьи 34, части 3, 4, 5, 6 статьи 66, пункт 1, 8, 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации МО "Кобяйский наслег" Кобяйского уласа (района) РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 июня 2018 г. N 06-660/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2018