Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙЦЕНТР" (далее также - ООО "СТРОЙЦЕНТР", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ЛЕС" (далее также - ООО "СТРОЙ ЛЕС", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального заказчика" муниципального района "Амгинский улус (район)" (далее также - МКУ "Служба муниципального заказчика" МР "Амгинский улус (район)", заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР", ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия заказчика МКУ "Служба муниципального заказчика" МР "Амгинский улус (район)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство 2 этап "Детский сад на 50 мест в с.Михайловка" (изв. N 0116200007918003076), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР", ООО "СТРОЙ ЛЕС".
Из текста жалобы ООО "СТРОЙ ЛЕС" следует, что:
1) Заказчик установил некорректную дату окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации;
2) установлено неправомерное условие о выполнении работ самостоятельно своими силами без привлечения третьих лиц;
3) установлено неправомерное условие проекта контракта о том, что участник закупки обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в той же сумме;
4) заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 14918-80;
5) заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 10704-91.
Из текста жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР" следует, что:
1) заказчик не разместил в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, а именно отсутствует обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов;
2) установлено неправомерное условие о выполнении работ самостоятельно своими силами без привлечения третьих лиц в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой ООО "СТРОЙЦЕНТР" не согласилась. С жалобой ООО "СТРОЙ ЛЕС" кроме первого довода жалобы не согласилась.
Письменное пояснение от заказчика на момент рассмотрения дела не поступило.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 30.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) 26.06.2018 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 24 588 070,00 руб.;
5) на участие в закупке подана 1 заявка от участника закупки;
6) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу
Комиссия считает жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что установлена некорректная дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации, признан обоснованным.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии части 3 статью 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 14 части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено следующее: "Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.07.2018 11:00"
Следовательно, участники закупки вправе подать запрос о даче разъяснений положений данной документации до 09.07.2018 года включительно.
Между тем, пунктом 15 части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено следующее:
Дата начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе. |
С 01.05.2018 по 04.07.2018 |
Следовательно, окончание срока предоставления разъяснений положений аукционной документации установлено ранее даты окончания срока подачи запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе участниками закупки.
Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушило чьи-либо права и интересы.
Довод в части того, что установлено неправомерное условие о выполнении работ самостоятельно своими силами без привлечения третьих лиц, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 4.3.2 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы самостоятельно своими силами без привлечения третьих лиц в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 4 статьи 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Между тем, Комиссия считает, что условие, предусмотренное пунктом 4.3.2 проекта контракта, не противоречит Закону о контрактной системе.
Довод в части установления неправомерного условия проекта контракта о том, что участник закупки обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в той же сумме, признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 5.6 проекта контракта установлено следующее:
"В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 2 (двух) рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе".
Согласно пункту 4 статьи 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Между тем, Комиссия считает, что условие, предусмотренное пунктом 5.6 проекта контракта, не противоречит Закону о контрактной системе.
Довод в части того, что установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 14918-80, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 14918-80. Межгосударственный стандарт. Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" (введен Постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1980 N 1465) (далее также - ГОСТ 14918-80).
Таблицей "Требования к Товарам", приведенной в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
10 |
Сталь листовая оцинкованная |
|
|
|
|
|
тонн |
0,28152 |
|
10.3 |
Толщина покрытия, в диапазоне менее |
18 |
40 |
|
|
мкм |
|
|
|
Пунктом 1.3 ГОСТ 14918-80 установлено, что в зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на три класса в соответствии с указанным в табл.1.:
Класс толщины |
Масса 1 м слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, г |
Толщина покрытия, мкм |
П (повышенный) |
Св. 570 до 855 включ. |
Св. 40 до 60 включ. |
1 |
" 258 " 570 " |
" 18 " 40 " |
2 |
От 142,5 " 258 " |
От 10 " 18 " |
Между тем, заявителем не представлено доказательств того, что установленный показатель противоречит ГОСТ 14918-80.
Довод в части того, что установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 10704-91, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таблицей "Требования к Товарам", приведенной в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
42 |
Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской |
|
|
|
|
|
метр |
3 |
|
42.1 |
Наружный диаметр |
108 |
|
|
|
мм |
|
|
|
42.2 |
Толщина стенки |
8 |
|
|
|
мм |
|
|
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 10704-91. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1991 N 1743) (далее также - ГОСТ 10704-91).
Согласно пункту 2 ГОСТ 10704-91 размеры труб должны соответствовать табл.1.
Заявитель в своей жалобе указывает, что максимальная толщина стенки может быть 5 мм, для наружного диаметра 108 мм.
Между тем, согласно пункту 1.16 раздела 1 "Общие условия" части 1.1 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" аукционной документации в случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Минимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или больше (выше) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи. Следовательно, положения аукционной документации позволяют участникам закупки в составе первой части заявки представить значение показателей "Наружный диаметр", "Толщина стенки", соответствующее таблице 1 ГОСТ 10704-91.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба ООО "СТРОЙ ЛЕС" подлежит признанию частично обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" необоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что в ЕИС не размещено обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу извещения о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ, следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, заявителем не представлено надлежащих доказательств того, что неразмещение обоснования принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части того, что установлено неправомерное условие о выполнении работ самостоятельно своими силами без привлечения третьих лиц, признан необоснованным, оценка доводу дана на странице 3 решения.
Жалоба ООО "СТРОЙЦЕНТР" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" частично обоснованной. Довод в части установления некорректной даты окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации признан обоснованным.
3. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального заказчика" муниципального района "Амгинский улус (район)" нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 июля 2018 г. N 06-766/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2018