Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (далее также - ООО "Стройцентр", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее также - ООО "Строй Лес", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "город Алдан" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "город Алдан" РС(Я), заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобы ООО "Стройцентр", ООО "Строй Лес" на действия заказчика Администрации МО "город Алдан" РС(Я) при проведении электронного аукциона на благоустройство территории городского парка по адресу: г. Алдан ул. Горького, 68 (изв. N 0316300005518000050), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Стройцентр", ООО "Строй Лес".
Из текста жалобы ООО "Стройцентр" следует, что:
Заявитель полагает, что назначение даты и времени окончания подачи заявок на выходной день нарушает права и законные интересы участников электронного аукциона.
Из текста жалобы ООО "Строй Лес" следует, что:
1) В пункте 2.3.15 проекта контракта заказчик установил обязанность производить фотофиксацию с последующей ее передачей Заказчику на электронном носителе всех этапов выполняемых работ (в том числе скрытых). Производить фотофиксацию выполняемых работ с участием жителей многоквартирных домов, где проводятся работы.
2) Наличие разночтений в плане-графике и проекте контракта, вводящих в заблуждение участников закупки относительно срока действия обеспечения исполнения контракта.
3) Описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной систем, а именно:
- в требованиях заказчика по материалу/товару "брусок" установлено значение по показателю "толщина" не в соответствии с ГОСТ 18288-87.
- требования к применяемому материалу "Бетон тяжелый" в соответствии с недействующей редакцией ГОСТ.
- в позиции 5 "Доски", заказчик требует: Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4-6.5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм, III сорта. Однако, в соответствии с ГОСТ 18288-87 брусок - это пиломатериал, толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины, доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
- неправомерно установлены требования подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Из письменного пояснения заказчика следует, что заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 14.06.2018 года;
2) внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона 12.07.2018 года;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 27 440 630,00 руб.;
5) на участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки;
6) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной на основании следующего.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 27 440 630,00 руб.
Извещение о проведении электронного аукциона было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 14.06.2018 года;
Дата и время окончания подачи заявок-30.06.2018 08:00.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Материалами дела установлено, что внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона - 12.07.2018 года.
Согласно указанному извещению, а также аукционной документации (пункт 26 Информационной карты об электронном аукционе) сроком окончания приема заявок на участие в электронном аукционе установлено 28.07.2018 в 08:00 (местн.время).
Таким образом, срок, установленный заказчиком для подачи заявок на участие в электронном аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе и не нарушает права участников закупки, поскольку не сокращает количество дней для подачи заявок на участие в электронном аукционе, установленных законодательством о контрактной системе.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено право любого участника закупки, а также осуществляющего общественный контроль общественного объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации на обжалование в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы заявителя предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, ООО "Стройцентр" в материалы дела не представлены доказательства того, что установленный заказчиком срок окончания подачи заявок каким-либо образом нарушает права и законные интересы заявителя.
В этой связи, установление заказчиком даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на шестнадцатый день (28 июля 2018 года) с даты внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию, вопреки доводу ООО "Стройцентр", не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Стройцентр" признается необоснованным.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной на основании следующего.
Довод о том, что заказчик установил обязанность производить фотофиксацию с последующей ее передачей Заказчику на электронном носителе всех этапов выполняемых работ (в том числе скрытых), считается необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В разделе 2 "Права и обязанности сторон" в пункте 2.3.15. проекта контракта установлено, что подрядчик обязуется: "Производить фотофиксацию с последующей ее передачей Заказчику на электронном носителе всех этапов выполняемых работ (в том числе и скрытых). Производить фотофиксацию выполняемых работ с участием жителей многоквартирных домов, где проводятся работы".
Между тем, обжалуемое заявителем требование не установлено в извещении о проведении электронного аукциона в качестве требования к участникам закупки согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Между тем, заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя. Комиссия отмечает, что из материалов дела следует, что заявителем не была подана заявка на участие в электронном аукционе.
Довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Довод ООО "Строй Лес" в части наличия разночтений в плане-графике и проекте контракта, вводящих в заблуждение участников закупки относительно срока действия обеспечения исполнения контракта, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В плане-графике указан планируемый срок окончания исполнения контракта -ноябрь 2018 год.
Пунктом 10 Информационной карты аукционной документации установлено, что сроки поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) - с даты заключения контракта по 15.09.2018 г.
Пунктом 6.1 проекта контракта установлено, что срок действия Контракта устанавливается с момента подписания Контракта Сторонами до 31.12.2018 г., а в части исполнения гарантийных обязательств, определенных условиями настоящего Контракта - до полного исполнения их Подрядчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Следовательно, момент окончания срока действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств. Таким образом, срок окончания исполнения контракта, установлен на ноябрь 2018 года, а срок действия контракта - до 31 декабря 2018 года, что не является нарушением Закона о контрактной системе.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части установления заказчиком требований к описанию объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной систем признан обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Правила описания объекта закупки установлены в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат следующие требования, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Материалами дела установлено, что таблица "Технические характеристики используемых материалов при выполнении работ" приложения N1 описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее.
Бруски обрезные хвойных пород |
Длина |
4-6.5 |
м |
Ширина в диапазоне |
75-150 |
мм |
|
Толщина |
40-75 |
мм |
|
Сорт |
III |
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТа 18288-87 дано определение термину "Брусок".
Так, брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, установленное требование по применяемому материалу/товару "брусок" не соответствует требованиям ГОСТ 18288-87.
Материалами дела установлено, что таблица "Технические характеристики используемых материалов при выполнении работ" приложения N1 описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
Бетон тяжелый, класс: В15 (М200) |
Класс |
В15 |
|
Фракция щебня |
Св.10 до 20 |
мм |
Бетон тяжелый, класс: В12,5 (М150) |
Класс |
В12.5 |
|
||
Фракция щебня |
От 5(3) до 10 |
мм |
|||
Бетон тяжелый, класс: В20 (М250) |
Класс |
В20 |
|
||
Фракция щебня |
От 10 до 20 |
мм |
|||
Класс |
В 7.5 |
|
|||
Фракция щебня |
От 5(3) до 10 |
мм |
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" действует с 01.09.2016 года.
Пунктом 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 установлено, что по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
- на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120.
Таким образом, заказчиком указана марка прочности бетона не в соответствии с действующим ГОСТ.
Материалами дела установлено, что таблица "Технические характеристики используемых материалов при выполнении работ" приложения N1 описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
Доски обрезные хвойных пород |
Длина |
4-6.5 |
м |
Ширина в диапазоне |
75-150 |
мм |
|
Толщина |
44 |
мм |
|
Сорт |
III |
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует ГОСТ 18288-87. Межгосударственный стандарт. Производство лесопильное. Термины и определения" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.06.1987 N 2779) (далее также - ГОСТ 18288-87).
Между тем, согласно пункту 21 ГОСТ 18288-87 доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Следовательно, установленные показатели толщины противоречат ГОСТ 18288-87.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Материалами дела установлено, что таблица "Технические характеристики используемых материалов при выполнении работ" приложения N1 описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
Грунтовка: ГФ-021 |
цвет |
красно-коричневая |
|
||
Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20,0_0,5 °С, не менее |
45 |
|
|||
Массовая доля нелетучих веществ |
54-60 |
% |
|||
Время высыхания до степени 3 при температуре 105_5 °С |
35 |
минут |
|||
при температуре 20_2 °С, |
24 |
ч |
|||
Степень перетира, не более |
40 |
мкм |
|||
Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, не менее |
50 |
см |
|||
Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, усл. ед., не менее |
0,35 |
|
|||
Эластичность пленки при изгибе, не более |
1 |
мм |
|||
Адгезия пленки, не более |
1 |
баллы |
|||
Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при температуре 20_2 °С, не менее |
48 |
ч |
|||
Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия при температуре 20_2 °С, не менее |
24 |
ч |
|||
Битумы нефтяные строительные марки: БН-90/10 |
Глубина проникания иглы при 25°C 0,1 |
5-20 |
мм |
||
Температура размягчения по кольцу и шару, |
90-105 |
°C |
|||
Растяжимость при 25°C, не менее |
1 |
см |
|||
Растворимость в толуоле, не менее |
99.5 |
% |
|||
Изменение массы после прогрева, не более |
0.5 |
% |
|||
Температура вспышки, не ниже |
240 |
°C |
|||
Массовая доля воды, не более |
следы |
|
|||
Пенетрация, определяемая с помощью иглы, 01 м, не менее |
400* |
|
|||
Краска БТ-177 серебристая |
внешний вид покрытия |
ровное, полуглянцевое, без кратеров, наплывов, дефектов, серебристое |
|
||
вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-4 |
18-35 |
с |
|||
доля сухого остатка |
40 |
% |
|||
эластичность при изгибе |
1 |
мм |
|||
укрывистость пленки |
30 |
г/кв. м; |
|||
пары токсичны, вызывают химическое отравление организма, отек легких. |
|
|
|||
Известь строительная |
Содержание активных CaO + MgO % |
91.5 |
% |
||
Содержание активного MgO % |
2 |
% |
|||
СО2, не более |
1.4 |
% |
|||
Время гашения не более |
8 |
минут |
|||
Температура гашения |
95 |
С |
|||
Непогасившихся зерен не более |
2 |
% |
По позиции "Грунтовка: ГФ-021" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" действует. Согласно ГОСТ 25129-82 настоящий стандарт распространяется на грунтовку ГФ-021, представляющую собой суспензию пигментов и наполнителей в алкидном лаке с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ.
По позиции "Битумы нефтяные строительные марки: БН-90/10" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 16.08.1976 N 1952) (ред. от 01.10.2001) действует. Настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумы, применяемые для строительных работ в различных отраслях народного хозяйства. Строительные нефтяные битумы получают окислением остаточных продуктов прямой перегонки нефти и их смесей с асфальтами и экстрактами масляного производства.
По позиции "Краска БТ-177 серебристая" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) ГОСТ 5631-79 "Лак БТ-577 и краска БТ-177. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1979 N 895) (ред. от 01.03.1989) действует. Настоящий стандарт распространяется на лак БТ-577 и краску БТ-177. Краска БТ-177 представляет собой суспензию алюминиевой пудры ПАП-2 по ГОСТ 5494 в лаке БТ-577 и приготовляется непосредственно перед нанесением путем смешения 80 - 85% лака БТ-577 и 15 - 20% алюминиевой пудры. Краска БТ-177 предназначается для окраски конструкций и изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях.
По позиции "Известь строительная" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) ГОСТ 9179-77 "Межгосударственный стандарт. Известь строительная. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстроя СССР от 26.07.1977 N 107) (ред. от 01.03.1989) действует. Настоящий стандарт распространяется на строительную известь, представляющую собой продукт обжига карбонатных пород или смесь этого продукта с минеральными добавками.
Строительную известь применяют для приготовления растворов и бетонов, вяжущих материалов и производства строительных изделий.
Проанализировав вышеуказанные технические стандарты, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что для того чтобы участникам закупки надлежащим образом составить свои аукционные заявки, необходимо провести испытания товаров (материалов), указанных в техническом задании, следовательно, иметь их в наличии.
также иметь в наличии указанные товары (материалы).
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего неправомерное требования к описанию объекта закупки нарушают пункты 1,2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. Извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 12.07.2018 года.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В документации о проведении электронного аукциона в разделе I "Инструкция для участников осуществления закупки" в пункте 7.1. "Порядок и срок заключения контракта по результатам электронного аукциона" установлено следующее:
"По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
После определения победителя электронного аукциона, заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения электронного аукциона. В случае если спецификация к контракту содержит более одной позиции, либо контрактом предусмотрено несколько этапов его исполнения, то итоговая стоимость каждой позиции (этапа) рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта. Полученная итоговая стоимость позиций (этапов) контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект контракта, направляемого победителю.
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или протокол разногласий.
Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся".
Между тем, статья 70 Закона о контрактной системе признана утратившей силу с 01 июля 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, заказчик нарушил часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Между тем, в документации о проведении электронного аукциона в разделе 4 "Заявка на участие в электронном аукционе" в пункте 4.1. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" 5. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Заявка на участие в аукционе и все приложения к ней, а также иная корреспонденция и документация, связанная с этой аукционной заявкой, должны быть написаны на русском языке.
В случае предоставления аукционной заявки на любом ином языке, необходимо представить надлежащим образом заверенный перевод на русский язык.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком установлены требования к составу второй части заявки не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе.
Заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Между тем, в документации о проведении электронного аукциона в разделе 3 "Участники осуществления закупки" в пункте 3.1. "Требования к участникам осуществления закупки" установлено следующее:
При осуществлении закупки к участникам закупки устанавливаются следующие единые требования:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5.1.) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
8) участник закупки не является офшорной компанией.
Между тем, требование, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено в аукционной документации.
Заказчиком нарушены пункт 11 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательное условие: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Между тем, проект контракт не содержит предусмотренное пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе условие.
Заказчиком нарушен пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной, обоснованным признан довод в части того, что аукционная документация содержит неправомерные требования по описанию объекта закупки.
3. Признать заказчика Администрацию МО "город Алдан" РС(Я) нарушившим часть 3 статьи 7, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 11 части 1 статьи 31, пункт 2 части 13 статьи 34, пункты 1, 2 части 1, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Администрации МО "город Алдан" РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 августа 2018 г. N 06-834/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2018