Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее - ООО "Строй Лес", заявитель, Общество): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство нулевого цикла "Школа-сад на 100/50 мест в с. Чаппанда Нюрбинского района РС(Я)" (изв. N 0816300013218000014), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Строй Лес"
Из текста жалобы ООО "Строй Лес" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Проектная и аукционная документации содержат разночтения в части регламентированных сроков выполнения работ.
2. В нарушение Закона о контрактной системе в плане графике не указан планируемый срок окончания выполнения работ.
3. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик указал некорректный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки.
4. Отсутствие в проекте контракта условия о том, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательства по самостоятельному выполнению работ, предусмотрен штраф в размере 5% от стоимости указанных работ.
5. В нарушение Закона о контрактной системе в разделе "Требования к основным используемым материалам" в позиции "Щебень" заказчик установил требования к значениям не в соответствии с ГОСТ 8267-93
Из письменных пояснений заказчика следует, что с доводами жалобы не согласен. Также заказчик пояснил, что были внесены изменения в план-график. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0116200007917011222 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 18.04.2018 года;
2) внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона - 04.05.2018 года, 15.06.2018 года;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 39 998 763,61 руб.;
5) на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка от участника закупки;
6) единственная заявка участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
7) электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Строй Лес" обоснованной частично в силу следующего.
Довод в части того, что проектная и аукционная документации содержат разночтения в части регламентированных сроков выполнения работ, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должны содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Материалами дела установлено, что в общих сведениях позиции плана графика указан планируемый срок поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с момента заключения контракта в течение 150 календарных дней, с правом досрочного выполнения работ.
В Извещении о проведении электронного аукциона установлено, что срок поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг с момента заключения контракта в течение 150 календарных дней, с правом досрочного выполнения работ.
В пункте 5 раздела I "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта. Проект контракта" аукционной документации установлено следующее: "Срок поставки/завершения работ/график оказания услуг: С момента заключения контракта в течение 150 календарных дней, с правом досрочного выполнения работ".
Пунктом 2.2 проекта контракта установлено, что срок выполнения работ по контракту: с момента заключения контракта в течение 150 календарных дней, с правом досрочного выполнения работ.
Также, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью самого заказчика. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Из письменных пояснений заказчика следует, что установленный срок выполнения работ не противоречит принципу разумности, исходят из объективных целей заказчика и установлен в соответствии с фактически исполненным контрактам по аналогичным видам работ.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Между тем, заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
Довод в части указания некорректного срока окончания предоставления разъяснений участникам закупки подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что пунктом 22 Информационной карты аукционной документации установлено, что дата начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - с 18.04.2018 г. по 28.06.2018 г.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок на участие в закупке установлен на 02.07.2018 года.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, установившего дату окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе в электронной форме, не нарушают требованиям Закона о контрактной системе.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части отсутствия в плане графике планируемого срока окончания выполнения работ подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график в отношении каждой закупки включается наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Согласно части 6 статьи 21 Закона о контрактной системе требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг" утверждены требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг.
При этом указанная форма содержит столбец 19 "Планируемый срок (периодичность) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг", а, следовательно, позволяет указать как планируемый срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, так и периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Иной столбец, обязывающий указать планируемый срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в форме отсутствует.
В плане-графике закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) действовавшей на момент размещения извещения на строительство нулевого цикла "Школа-сад на 100/50 мест в с. Чаппанда Нюрбинского района РС(Я)" (извещение N 0816300013218000014)), размещенном на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru в качестве документа по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года N 554 в столбце 19 "Планируемый срок (периодичность) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" указано: Один раз в год.
Таким образом, план-график содержит планируемый срок окончания выполнения работ, довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части того, что в проекте контракта отсутствует условие о том, что за ненадлежащее исполнения подрядчиком обязательства по самостоятельному выполнению работ, предусмотрен штраф в размере 5% от стоимости указанных работ, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Выше отмечено, что в силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Постановления N 570 порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами N 1042.
Пунктом 7 Правил N 1042 установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Следовательно, в том случае, если контракт, на право заключения которого проводится закупка, предусматривает выполнение работ, определенных Постановлением N 570, и заказчиком в аукционную документацию включено условие об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены муниципального контракта самостоятельно, в проект контракта заказчику/уполномоченному органу надлежит включить условие об ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Материалами дела установлено, что документация рассматриваемого электронного аукциона содержит условие о том, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно размер штрафа устанавливается в размере 5 % стоимости указанных работ.
Таким образом, аукционная документация содержит условие об ответственности подрядчика, за ненадлежащее выполнение таких работ, довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части установления заказчиком требований по позиции "Щебень" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации в несоответствии с требованиями, установленными ГОСТ 8267-93 подлежит признанию обоснованной по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что в позиции "Щебень" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
2.2 |
Приготовление тяжелого бетона на щебне класса В25 |
100 м3 бетона |
1,875517 |
Бетон марки не ниже В 25. Заполнители: Щебень фракции от 5 до 20. Цемент марки не ниже М400. Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром не более 8 мм; Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III, диаметром не менее 16 мм но не более 18 мм; Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III, диаметром не менее 20 мм но не более 22 мм. |
Заявителем обжалуется установленное заказчиком требование к параметрам применяемого товара "Щебень", а именно к показателям фракции "от 5 до 20".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" действует.
Согласно пункту 4.2.1. ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, ГОСТ 8267-93 не предусматривает щебень с показателями фракции "5 до 20", следовательно, заказчиком неправомерно установлен диапазон фракции применяемого товара "Щебень".
Таким образом, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной, обоснованным признан довод в части установления заказчиком требований по позиции "Щебень" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации в несоответствии с требованиями, установленными ГОСТ 8267-93.
2. Признать заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание заказчику об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как заказчиком внесены изменения в план-график в отношении рассматриваемой закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 июля 2018 г. N 06-709/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018