Резолютивная часть решения объявлена 07.08.2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 10.08.2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "__" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"__" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"__" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "__", действующий на основании доверенности от 30.01.2018 г. N ЮК-17,
от заказчика - ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1":
- "__", действующая на основании доверенности от 01.08.2018 г. б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "БВС",
рассмотрев жалобу (вх. N 2867 от 01.08.2018) ООО "БВС" (630001, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Шорная, д. 3, офис 3, ИНН: 5402029513, КПП: 540201001, ОГРН: 1175476027099) на положения документации электронного аукциона N 0112200000818002315 "Реагенты для Патанатомии на 2018 г. для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1", начальная (максимальная) цена контракта: 400 075, 10 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "БВС" документация открытого конкурса N 0112200000818002315 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1. В аукционной документации установлено неправомерное требование к обеспечению заявки на участие в аукционе, при этом начальная (максимальная) цена не превышает 1 миллион рублей;
2. Извещение и техническое задание содержит разные сведения относительно кода ОКПД2, которые не позволяют корректно оценить техническое задание закупки;
3. В аукционной документации неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на фармацевтическую деятельность;
4. Заказчиком неправомерно не дан ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа не согласился с 1 доводом жалобы и пояснил, что часть 1 статьи 44 Закона о контрактной системе регламентирует право заказчика на установление требований к обеспечению заявок на участие в аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена свыше 1 миллиона рублей, а не обязанность заказчиков на установление такого требования. Относительно 4 довода представитель уполномоченного органа пояснил, что возможность подателя жалобы на подачу запроса разъяснений положений аукционной документации истек 28.07.2018 г., вместе с тем, запрос на разъяснение положений документации поступил 30.07.2018 г. Представитель уполномоченного органа с доводом жалобы о неправомерном установлении требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на фармацевтическую деятельность согласился.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснила, что в техническом задании установлены коды ОКПД2 отличные от тех, которые установлены в извещении о проведении электронного аукциона, для удобства заказчика, также поддержала доводы представителя уполномоченного органа.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и изучив материалы по жалобе N 05-05-06/177-18, Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к следующему.
24.07.2018 г. уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000818002315 "Реагенты для Патанатомии на 2018 г. для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1", начальная (максимальная) цена контракта: 400 075, 10 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000818002315 утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 24.07.2018 г. N 2315.
1. Согласно извещению и документации электронного аукциона N 0112200000818002315 установлено требование к обеспечению заявок на участие в аукционе в размере 4000, 75 рублей.
Частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах", вступающим в силу с 01.07.2018, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта 1 млн. рублей.
Таким образом, на основании изложенных норм Закона о контрактной системе следует, что обязанность заказчика устанавливать требование к обеспечению заявок на участие в аукционе возникает только в том, случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В свою очередь, законодательством о контрактной системе не регламентирован запрет на установление такого требования заказчиками при значении начальной (максимальной) цены контракта ниже 1 млн. рублей.
Кроме того, Комиссия Тывинского УФАС России считает, что обеспечение заявки является механизмом финансовой ответственности участника закупки с целью ограничения участия в закупке недобросовестных участников, а также защиты законных интересов заказчиков по недопущению признания закупки несостоявшейся в связи с отказом победителя от заключения контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае установление уполномоченным органом требования к обеспечению заявок на участие в аукционе не противоречит Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод подателя жалобы о неправомерном установлении в документации электронного аукциона N 0112200000818002315 требования к обеспечению заявки на участие в аукционе, при условии, что начальная (максимальная) цена не превышает 1 миллион рублей, является необоснованным.
2. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3.1. аукционной документации установлено, что объектом закупки является поставка реагентов для Патанатомии, извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000818002315 установлен код ОКПД2 "20.59.52.199", в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст.
Требования к функциональным и техническим характеристикам товара установлены в техническом задании (приложение к аукционной документации).
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив техническое задание электронного аукциона N 0112200000818002315, установила, по позициям N 1, 4 установлены коды ОКПД2 "20.14.12.151" и "19.20.41.120", вместе с тем, указанные коды ОКПД2 не являются функциональной, технической и качественной характеристикой закупаемых реагентов, в связи с чем, не может повлиять на описание объекта закупки.
Таким образом, довод подателя жалобы об установлении в техническом в техническом задании отличного кода ОКПД2 от извещения, которое не позволяют корректно оценить техническое задание закупки, является необоснованным.
3. В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 22 Информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000818002315 определены документы, которые должны содержаться во второй части заявки на участие в электронном аукционе: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований в пп. 1 п. 38 и п. 38.1. настоящей Информационной карты, а перечень указанных документов установлен в п. 39 настоящей Информационной карты ) или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ-44 (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
Пунктом 39 Информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000818002315 установлено:
39 |
исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЭА в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ-44 и пунктами 44-46 настоящей Информационной карты |
1) Документ, или копия документа, подтверждающий соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - Наличие действующей: - лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" и (или) - лицензии на производство лекарственных средств для медицинского применения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6.07.2012 N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств". Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами. |
Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Порядок розничной торговли установлен статьей 55 Закона об обращении лекарственных средств, в соответствии с которым розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, в случае если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Как было указано выше, объектом закупки (электронного аукциона N 0112200000818002315) является поставка реагентов для Патанатомии, которые не являются лекарственными средствами.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в документацию электронного аукциона N 0112200000818002315 требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара.
4. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 29.1 Информационной карты аукционной документации установлено, что дата окончания подачи участником электронного аукциона запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе является - 28.07.2018 г.
Согласно информации (вх. N 2902 от 02.08.2018 г.) ООО "РТС-тендер" датой поступления запроса на разъяснения положений документации электронного аукциона N 0112200000818002315 является 30.07.2018 г.
Таким образом, заказчик правомерно не дал ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, в связи с пропуском срока на его подачу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БВС" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в документацию электронного аукциона N 0112200000818002315 требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-Тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы N 05-05-06/177-18 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица.
Председательствующий Комиссии "__"
Члены Комиссии "__"
"__"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 августа 2018 г. N 05-05-06/177-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2018