20.07.2018 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 11.05.2018 N 625/18 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ООО "Контракт" (далее - Заявитель),содержащее информацию о признаках нарушения законодательстваРоссийской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского"(далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение комплекса работ по созданию газодинамического тракта АДТ Т-131Д по объекту "Техническое перевооружение и реконструкция гиперзвуковых аэродинамических установок и прочностных стендов" ФГУП "ЦАГИ"(номер извещения 0548100000818000016) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в части доводов Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) не установившего в извещении и документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушениями требований Закона о контрактной системе;
4) установившего положение в пункте 10 проекта государственного контракта документации об Аукционе, противоречащее Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, Аукционной документацией, протоколами, представленными представителем Заказчика:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.06.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 117 850 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе-06.07.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 06.07.2018;
5) дата проведения Аукциона - 09.07.2018;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие Аукционе не подано ни одной заявки.
1. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок - 21.06.2018 10:09, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 06.07.2018 10:00.
Таким образом, Заказчиком извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, что нарушает часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб., устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 16 раздела 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе дополнительные требования, установленные в соответствии счастью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, к участникам Аукциона не устанавливаются.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является выполнение комплекса работ по созданию газодинамического тракта АДТ Т-131Д, а именно:
- фундаментные работы;
- доставка оборудования и материалов;
- монтажные и электромонтажные работы оборудования, включающие автономную наладку подсистем АСУ ТП, комплексную наладку и проведение испытаний АСУ ТП АДТ Т-131Д;
- гидроиспытания системы ВВД, АКС и переходного отсека.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, указанные работы выполняются в рамках технического перевооружения и не относятся к строительным работам, а фундаментные работы составляют менее 10% всего объема работ, в связи с чем установление дополнительного требования в соответствии с Постановлением N 99 не применялось.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не установившего дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении и документации об Аукционе не противоречат Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в части III "Техническое задание" установлены требования к закупаемым товарам.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам установлены в соответствии с потребностями Заказчика и Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документов и сведений подтверждающих, что требования к товарам установлены в нарушении Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В пункте 12.7 части II "Проект государственного контракта" документации об Аукционе установлено, что "Наступление обстоятельств непреодолимой силы при условии, что приняты установленные меры по извещению об этом другой Стороны, продлевает срок выполнения обязательств по Контракту на период, по своей продолжительности соответствующий продолжительности таких обстоятельств".
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия изучив пункт 12.7 части II "Проект государственного контракта" документации об Аукционе приходит к выводу, что указанное положение проекта государственного контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписаниеоб устранении нарушений законодательства Российской Федерациио контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопросао возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2018 г. N ПГОЗ-220/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018