Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Геталюкс Айр" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФБУ "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФБУ "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей" (далее - Уполномоченный орган), Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. II этап" (номер извещения 0319100001018000041) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки участника закупки ООО "РКС-Инжиниринг" соответствующей требованиями Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченным орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 16.08.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 17.08.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 166 461 030 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.08.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
6) победителем Конкурса признано ООО "РКС-Инжиниринг" с ценой контракта - 1 151 461 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки участника закупки
ООО "РКС-Инжиниринг" требованиями Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 10.08.2018 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) Заявитель, участник закупки ООО "РКС-Инжиниринг" признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что участник закупки ООО "РКС-Инжиниринг" в составе заявки на участие в Конкурсе предоставил недостоверные сведения в отношении места нахождения, почтового адреса ООО "РКС-Инжиниринг", поскольку по состоянию на 19.07.2018 ООО "РКС-Инжиниринг" отсутствует по адресу: Урицкого ул., д. 10, г. Воронеж, 394061; почтовый адрес: Новинский б-р, д. 18, стр. 1, пом. VIII, Москва, 121069, о чем внесены сведения налоговой службой в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса ООО "РКС-Инжиниринг".
Согласно пункту 3.3.3.1. Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать всю указанную Заказчиком в Конкурсной документации информацию, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили заявку ООО "РКС-Инжиниринг", согласно которой в выписке из ЕГРЮЛ указан адрес места нахождения - Новинский б-р, д. 18, стр. 1, пом. VIII, Москва, 121069.
Вместе с тем, представители ООО "РКС-Инжиниринг" на заседании Комиссии представили документы и сведения, согласно которым 11.05.2018 в отношении ООО "РКС-Инжиниринг" внесена запись в ЕГРЮЛ N 91877447538816, а именно: "сведения недостоверны (результаты проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ по требованию налоговой инспецкии)", а также 15.05.2018 в адрес ООО "РКС-Инжиниринг" направлено уведомление Инспекции федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве о необходимости представления достоверных сведений в отношении адреса места нахождения ООО "РКС-Инжиниринг".
На заседании Комиссии представители ООО "РКС-Инжиниринг" пояснили, что 29.06.2018 в Межрайонную ИФНС N 46 по г. Москве подано заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, в том числе в части местонахождения ООО "РКС-Инжиниринг".
При этом, 03.08.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации ООО "РКС-Инжиниринг" по новому юридическому адресу (М. Полянка ул., д. 2, эт. 2, пом. 1, каб. 2Б, Москва, 119180), 13.08.2018 в Межрайонной ИФНС N 46 по г. Москве выдан лист записи ЕГРЮЛ, согласно которому юридический адрес ООО "РКС-Инжиниринг" изменен.
В связи с тем, что дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.08.2018, участником закупки ООО "РКС-Инжиниринг" в составе заявки на участие в Конкурсе приложена выписка из ЕГРЮЛ с адресом место нахождения Новинский б-р, д. 18, стр. 1, пом. VIII, Москва, 121069, поскольку лист записи ЕГРЮЛ с измененном адресом место нахождения ООО "РКС-Инжиниринг" выдан Межрайонной ИФНС N 46 по г. Москве - 13.08.2018, то есть после окончания подачи заявок на участие в закупке.
Кроме того, представители ООО "РКС-Инжиниринг" на заседании Комиссии пояснили, что ООО "РКС-Инжиниринг" находились и осуществляли свою деятельность по адресу Новинский б-р, д. 18, стр. 1, пом. VIII, Москва, 121069, в том числе и после срока окончания подачи заявок на участие в закупке.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что у Конкурсной комиссии отсутствует обязанность проверять достоверность сведений, в том числе в отношении адреса места нахождения, при этом в составе заявки участника закупки ООО "РКС-Инжиниринг" представлена нотариально заверенная выписка из ЕГРЮЛ в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Кроме того, исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок установлен частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, при этом отклонение по иным основаниям, не предусмотренным частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, не допускается.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя в отношении наличия в составе заявки недостоверных сведений в отношении адреса места нахождения ООО "РКС-Инжиниринг".
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 1.6.3. Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 5 Приложения N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99), а именно: "Ввиду отнесения работ, являющихся предметом контракта, к работам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности способны выполнить только подрядчики, имеющие необходимый уровень квалификации, к участникам закупки предъявляются дополнительные требования (требования устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе на выполнение работ по строительству одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства.
При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится данный конкурс".
Согласно пункту 5 Приложения N 2 Постановления Правительства N 99 с целью подтверждения опыта, в составе заявки участника закупки должны быть представлены следующие документы: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 166 461 030 рублей.
Пунктом 5.1. информационной карты Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс".
Также, пунктом 6.1. информационной карты Конкурсной документации установлен перечень документов входящих в состав заявки на участие в Конкурсе, в том числе: "копия исполненного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 08.08.2018 N ППО1 заявки ООО "РКС-Инжиниринг", Заявителя признаны соответствующими единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1., 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и требованиям Конкурсной документации.
Вместе с тем, изучив заявку Заявителя, представленную на заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа, установлено, что Заявитель в качестве подтверждения наличия опыта представлены копия договора субподряда между ООО "Строительное управление N 7 Сварочно-монтажного треста" и Заявителем от 11.08.2014 на выполнение работ по строительству объекта "МН Горький-Ярославль, Ду800. Замена участка 235-269 км. Реконструкция" на сумму 286 634 373,50 рубля. При это, согласно акту приемочной комиссии по приемки законченного строительством объекта генеральным подрядчиком является ООО "Строительное управление N 7 Сварочно-монтажного треста", а также копия договора субподряда между ООО "АНОД-ПЛЮС" и Заявителем от 11.11.2014 на выполнение работ по строительству закрытых отапливаемых стоянок техники на сумму 510 314 359,59 рублей. При это, согласно акту приемочной комиссии по приемки законченного строительством объекта генеральным подрядчиком является ООО "АНОД-ПЛЮС".
При этом в составе заявки Заявителя отсутствуют копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по вышеуказанным договорам.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем не приложены в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника Конкурса дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99 и лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не имеет опыта строительства (капитального ремонта, реконструкции) самого объекта капитального строительства.
Кроме того, в составе заявки ООО "РКС-Инжиниринг" в качестве подтверждения наличия опыта представлены копии договоров между ООО "Самарские коммунальные системы" и ООО "РКС-Инжиниринг" от 30.12.2014 N СКС/2015; между ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" и ООО "РКС-Инжиниринг" от 01.01.2014 N 110-2014/02-010; между ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" и ООО "РКС-Инжиниринг" от 16.01.2016 N 110-2016/02-062; между ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" и ООО "РКС-Инжиниринг" от 29.12.2016 N 110-2016/12-469. При этом из представленных в составе заявки ООО "РКС-Инжиниринг" документов и сведений, не представляется возможным прийти к однозначному выводу о том, что указанные договоры относятся к работам по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения).
При этом, в составе заявки ООО "РКС-Инжиниринг" отсутствуют копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по вышеуказанным договорам.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем, ООО "РКС-Инжиниринг" не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Конкурса дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании заявок Заявителя, ООО "РКС-Инжиниринг" соответствующим дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документацией, по результатам проведения предквалификационного отбора, не соответствуют части 2 статьи 53 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Геталюкс Айр" необоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.08.2018 N 18/44/105/1049 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 августа 2018 г. N 18/44/105/1049
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018