Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
в присутствии:
представителей МУП "Управление трамвая": <_>, директора, <_>, доверенность от 16.08.2018 N 639, <_>, доверенность от 16.08.2018 N 640,
представителя МУ "Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ" <_>, доверенность от 18.01.2018 N 28,
в отсутствие представителя ООО "Лидергрупп", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Лидергрупп" (далее - Заявитель, Общество) (вх. от 10.08.2018 N 5062) на действия заказчика - МУП "Управление трамвая" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - МУ "Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайных путей в г. Улан-Удэ (N 0302300048718000677) (далее - Конкурс), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель не согласен с отдельными положениями конкурсной документации, считает, что они противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе в следующей части:
1. Заказчиком установлен критерий "Квалификация участников закупки": показатели критерия - "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в частности наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг и "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Заявитель полагает, что необоснованно завышен показатель по обеспеченности техникой. Подрядчику в рамках настоящей закупки предстоит выполнить работы по капитальному ремонту путей на участке протяженностью 646 м, вместе с тем, Заказчик устанавливает требование о наличии у участника грузоподъемных кранов в наличии не менее 6 штук и погрузчиков в наличии не менее 5 штук. Для выполнения данных работ достаточно по одной единицы техники.
Кроме того, не согласен с порядком оценки по показателю "Опыт участника" - Заказчиком установлено, что в подтверждение опыта участник должен приложить копии государственных (муниципальных) контрактов, договоров (со всеми приложениями) на выполнение работ по выполнению работ по капитальному ремонту трамвайных/железнодорожных путей. Считает, что подтвердить опыт возможно контрактами (договорами) по строительству и реконструкции путей, так как данные виды работ являются более технологически сложными, чем капитальный ремонт, следовательно, квалификация таких подрядчиков выше.
Заказчиком в документации об аукционе установлено, что предметом оценки является именно количество контрактов, количество техники, количество специалистов.
Между тем, в порядке оценки по нестоимостным критериям отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанным показателям.
Полагает, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не может выявить лучшие условия исполнения контракта, что приводит к снижению эффективности закупочной процедуры, в связи с чем, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В пункте 10.10.1 проекта контракта Заказчиком установлено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик обязуется выплатить Заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Таким образом, Заказчиком условие об ответственности сторон установлено не в соответствии со статьей 34 настоящего закона.
Общество просит провести проверку и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили пояснения согласно письменному отзыву от 17.08.2018.
1. По доводу о завышенности показателя обеспеченностью техникой поясняют следующее.
Существенным отличием выполнения работ капитального ремонта трамвайных путей является их выполнение работ в условиях действующего предприятия при условии сохранения движения трамвайных вагонов. В данных условиях существенно повышаются требования к организации производства работ в ограниченный период ночного времени 7-8 часов и техническая оснащенность подрядчика, включая резервирование грузоподъемной техники, погрузчиков, экскаваторов, самосвалов, седельных тягачей и пр.
Организация работ техники при переустройстве верхнего строения пути в ночное время, в "ОКНА" продолжительностью по 8 часов.
Обоснование потребности грузоподъемных кранов:
Демонтаж элементов старой РШР на автотранспорт для их перевозки на площадку временного складирования и территорию Заказчика (см. п.п. 6.1...6.6 СВОР). Данные работы ведутся непрерывно для создания фронта всех последующих работ по переустройству ВСП на длине всей захватки с помощью 1-го автомобильного крана г/п>16т.
Разгрузка металлоконструкций демонтированной старой РШР с автотранспорта на территории Заказчика (см. п.п. 6.2...6.6 СВОР). Данные работы ведутся с помощью 1-го автомобильного крана г/п>16т, который все это время находится на территории заказчика.
Погрузка звеньев новой РШР на базе подрядчика на автотранспорт для ее перевозки к месту монтажа. Работы ведутся с помощью 2-х автомобильных кранов г/п>16т, находящихся на базе подрядчика.
Монтаж в проектное положение подвезенных к месту укладки звеньев новой РШР. Работы ведутся с помощью 2-х автомобильных кранов г/п>16т, находящихся на месте укладки РШР.
Итого одновременно для производства работ требуется 6-ть автомобильных кранов.
Обоснование потребности количества погрузчиков:
Демонтаж/монтаж контактной сети трамвая в пределах фронта работ используется телескопический погрузчик (1шт), оборудованный площадкой для работы с нее электромонтеров.
Ковшовый погрузчик (1 шт.) обслуживает звено электро-газосварщиков, производящих расстыковку стыков звеньев старой РШР перед их демонтажем (перевозка вслед за продвижением места производства этих работ баллонов с кислородом, пропаном, шлангов от них к газовым резакам, мелкого ручного инструмента и прочих приспособлений).
Ковшовый погрузчик (1 шт.) идет следом за предыдущим и производит демонтаж бетонной плитки и асфальтобетонного покрытия трамвайных путей в пределах фронта работ, грузит строительный мусор на автотранспорт.
Погрузчик, оборудованный отвалом (1 шт.), идущий следом за предыдущим погрузчиком, но уже после демонтажа старой РШР и вырезки загрязненного балласта, производит планировку основания под устройство балластного слоя ВСП.
Погрузчик, оборудованный ковшом и отвалом (1 шт.), находящийся на площадке для временного хранения вырезанного загрязненного балласта (см. п. 6.7 СВОР) производит буртование привозимого самосвалами загрязненного щебеночного балласта.
Итого одновременно для производства работ требуется 5-ть погрузчиков.
Следовательно, требование в отношении количества грузоподъемных кранов и погрузчиков, является объективным требованием, исходя из необходимости выполнения работ в условиях действующего предприятия при условии сохранения движения трамвайных вагонов.
Довод Заявителя, что установленное Заказчиком требование, что по показателю "Опыт участника" опыт может быть подтвержден только выполненными работами по капитальному ремонту трамвайных/железнодорожных путей, является нарушением действующего законодательства и приводит к сокращению количества участников закупки является неправомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закушен заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ).
Предмет контракта оспариваемой закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту трамвайных путей в г. Улан-Удэ.
Следовательно, установление Заказчиком требования, что опыт подтверждается выполненными работами по капитальному ремонту трамвайных/железнодорожных путей, не противоречит требованиями настоящего закона.
К тому же, выполнение капитального ремонта объекта технологически проще, чем строительство или реконструкция объекта, следовательно, участников с опытом выполнения работ по капитальному ремонту объекта на рынке больше, чем с опытом по строительству и реконструкции, соответственно, выше конкуренция среди участников и установление такого требования не приводит к сокращению числа потенциальных участников закупки.
2. Относительно довода, что, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не может выявить лучшие условия исполнения контракта, что приводит к снижению эффективности закупочной процедуры, сообщают следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 32 названного федерального закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает такой критерий как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 указанных Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 указанных Правил.
Исходя из вышеприведенных норм, на заказчика не возложена обязанность устанавливать пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участником закупки сведениями.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил урегулировано, что показателем нестоимостного критерия оценки названного критерия может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В соответствии с пунктом 11 Правил если в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчиком исполнена обязанность, предусмотренная п. 11 Правил: установлена значимость рассматриваемого показателя в размере 0,5, а также 100-балльная шкала оценки в зависимости от количества исполненных контрактов (договоров) по предмету закупки:
* от 1 и более контрактов (договоров) - заявке участника присваивается 100 баллов;
* отсутствие такой информации - 0 баллов.
Данная шкала позволяет объективно оценить, представленные документы.
Фактически, в конкурсной документации указаны критерии оценки заявок, величины значимости критериев и порядок рассмотрения и оценки таких заявок, что соответствует пункту 4 части 1 статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 ФЗ "О контрактной системе" и Правилам.
3. По доводу относительно проекта муниципального контракта сообщаем следующее.
Данный факт является технической ошибкой, не является существенным и никаким образом не влияет на проведение и результаты закупки.
Просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
23.07.2018 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Конкурса N 0302300048718000677 и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 677 160,00 рублей.
1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
Согласно пункту 1 Правил N 1085, настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
1) цена контракта, значимость 80 процентов;
2) квалификация участников закупки, значимость 20 процентов.
Сумма величин значимости критериев оценки заявок на участие составляет 100 процентов.
Оценка заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки".
В отношении нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" предусмотрен следующий показатель:
- а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБ1i), значимость 0,25.
- б) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБ2i), значимость 0,25.
-в) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (НЦБ3i), значимость 0,50
Оценка заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в частности наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки".
Оценка по данному показателю будет осуществляться на основании представленных в составе заявки сведений о наличии собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и строительной техники:
- экскаваторы не менее 3-х единиц;
- грузоподъемные краны не менее 6 единиц;
- погрузчики не менее 5 единиц;
-0 самосвалы не менее 6 единиц;
- тягочи сидельные с полуприцепом не менее 5 единиц;
- гидравлическая трамбовочная машина для подбивки щебеночного основания рельсошпальной решетки не менее 1 единицы.
Сведения подтверждаются при наличии в заявке копий документов: паспорт транспортного средства или самоходной машины, свидетельства о регистрации транспортного средства или самоходной машины, документа, подтверждающего право собственности (копия инвентарной карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6), содержащей все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или договоров аренды (лизинга), договоров безвозмездного пользования, договоров субаренды с актами, подтверждающими факт передачи такого оборудования участнику закупки на срок не менее срока исполнения контракта, или иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании. В случае использования арендованного оборудования необходимо представить копию документа, подтверждающего право собственности арендодателя (копия инвентарной карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6), содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Информация о наличии оборудования и строительной техники, указанная в представленных сведениях, но не подтвержденная копиями документов, не учитывается при расчете баллов. Информация о наличии оборудования и строительной техники менее установленного количества - не учитывается при расчете баллов.
Для оценки заявок по данному показателю установлена 100-балльная шкала предельных величин значимости показателя оценки, определяющая интервалы его изменений:
При подтверждении квалификации:
- от 26 и более единиц техники - заявке участника присваивается 100 баллов;
- менее 26 единиц техники, либо отсутствие такой информации - 0 баллов.
Количество баллов, присуждаемых заявке по показателю (НЦБ2i), определяется как количество баллов по шкале оценки, умноженное на значимость показателя, который равен 0,25.
Оценка заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки".
Оценка по данному показателю будет осуществляться на основании представленных в составе заявки сведений об опыте успешного и своевременного выполнения работ аналогичных предмету контракта за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
В подтверждение данных сведений участник должен приложить копии государственных (муниципальных) контрактов, договоров (со всеми приложениями) на выполнение работ по выполнению работ по капитальному ремонту трамвайных/железнодорожных путей, включая информацию из реестра контрактов (номер реестровой записи, наименование заказчика, предмет, дата, номер, цена контракта) и их актов сдачи-приемки выполненных работ (ф. КС-2) и справки о стоимости работ и затрат (ф. КС-3).
При этом стоимость выполненных работ по каждому исполненному контракту (договору) должна составлять не менее 20% от начальной максимальной цены контракта, установленной в конкурсной документации.
Контракты (договора), указанные в представленных сведениях, но не соответствующие данным требованиям или не подтвержденные копиями документов, не учитывается при расчете баллов.
Для оценки заявок по данному показателю установлена 100-балльная шкала предельных величин значимости показателя оценки, определяющая интервалы его изменений:
При подтверждении квалификации:
- от 1 и более контрактов (договоров) - заявке участника присваивается 100 баллов;
- отсутствие такой информации - 0 баллов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Довод Заявителя о завышении показателя по обеспеченности техникой, а также требование об исключительном опыте по выполнению работ на капитальный ремонт трамвайных/железнодорожных путей и отсутствием пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанным показателям, с учетом представленных пояснений Заказчиком, признается несостоятельным.
Работами сопоставимого характера является проведение капитального ремонта трамвайных/железнодорожных путей и установление Заказчиком требования о наличии у участника закупки опыта по успешному выполнению указанных работ обусловлено особой спецификой выполнения данных видов работ, а также соответствует объекту закупки.
Заявитель на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы не присутствовал, какие-либо доказательства в обосновании данного довода не представил.
2. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 10.10.1 проекта контракта Заказчиком установлено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик обязуется выплатить Заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
С 1 января 2016 года ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования в 2018 году.
Допущенное несоответствие требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе не влияет на результаты торгов и не ограничивает количество участников закупки.
Заявитель на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы не присутствовал, какие-либо доказательства в обосновании данного довода не представил.
Следовательно, довод Заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Лидергрупп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 17 августа 2018 г. N 04-50/474-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018