Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<__>
в присутствии со стороны ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 01.12.2017 N 82), <_> (доверенность от 06.04.2018 N 17),
в отсутствие ООО "Дороги Сибири" (далее - Заявитель), уведомлённого надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобу ООО "Дороги Сибири" (вх. от 13.08.2018 N 5084) на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита км 307+000 - км 318+000, Республика Бурятия, с реестровым номером - 0302100003018000068, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель не согласен с отдельными положениями аукционной документации, полагает, что Заказчик нарушает требования Закона о контрактной системе и его права и законные интересы.
- в нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе приложение N 5 к документации об аукционе Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ, содержит требования к товару, показатели которого можно определить только в процессе изготовления и испытания (например: щебеночно - мастичная асфальтобетонная смесь, смесь асфальтобетонная горячая пористая крупнозернистая);
- в описании товара - металлически барьерные ограждения в графе - требуемые показатели установлены значениям, в том числе коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) световозвращающие элементов пленочного типа при угле наблюдения , установлено значение, вводящее участников закупки в заблуждение, поскольку стандартом такого значения не предусмотрено;
- Пункт 5.3.5 контракта также содержит противоречивые условия в отношении размера аванса (так, например: из текста указанного пункта - Заказчик производит авансирование части стоимости работ в размере 0 % от цены Контракта и При этом общая сумма последующего авансирования не может превышать 70 (семьдесят) процентов цены Контракта). Размещенный заказчиком план-график в отношении данной закупки содержит аванс в размере 20%, пункт 20.6 проекта контракта содержит размер аванса - общая сумма авансирования не может превышать 10 процентов цены Контракта;
- проект контракта, не содержит порядка определения размера штрафа (фиксированных сумм, размера) и противоречит требованиям части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.
На основании изложенного просит рассмотреть жалобу по существу, признать в действиях заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика представили отзыв на жалобу (исх. от 20.08.2018 б/N), в котором считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку исходя из положений Инструкции по заполнению заявки заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки конкретных значений показателей результатов испытаний и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе, пункт 12.4 проекта Контракта содержит различные размеры фиксированного штрафа в зависимости от цены контракта и характера нарушения условий контракта. Контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчиком установлены в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта.
Также Заказчик сообщил, что 16.08.2018 Заказчиком принято решение о внесении изменений в аукционную документацию. 17.08.2018 года аукционная документация размещена в действующей редакции на портале ЕИС.
Внесены изменения в Приложение N5 к Аукционной документации "Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ".
"...Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) световозвращающих элементов пленочного типа при угле наблюдения а- 20 должен быть не менее значений, указанных в таблице...".
В п. 5.3.5., определяющий размер аванса: "...Заказчик производит авансирование части стоимости работ в размере 20 % от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год после предоставления Подрядчиком счёта на перечисление аванса и запроса на выдачу аванса.
Последующее авансирование выполняемых работ в размере, указанном в настоящем пункте Контракта, Заказчик вправе осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, после подтверждения выполнения Подрядчиком предусмотренных Контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа. При этом общая сумма последующего авансирования не может превышать 20 (двадцать) процентов от лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год...".
На основании изложенного просили в удовлетворении жалобы оказать.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
13.08.2018 года в единой - информационной системе размещена закупка в форме электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита км 307+000 - км 318+000, Республика Бурятия. Начальная (максимальная) цена контракта 480 692 835 рублей.
Процедура определения исполнителя путем проведения электронного аукциона регламентирована параграфом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
I. В соответствии с требования статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, согласно которым в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Приложением N 5 к документации об аукционе предусмотрены Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ.
Довод Общества, что установленные требования, конкретные значения по которым невозможно предоставить и несут избыточные требования (щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь, смесь асфальтобетонная горячая пористая крупнозернистая), ограничивают доступ к участию в закупке, также признан необоснованным в силу следующего:
Обжалуемые Обществом требования к товарам помечены знаком "1".
В инструкции по заполнению заявки участником закупки (приложение N6 к документации об аукционе) указано, что в случае если показатель (или его значение), требуемый заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в т. ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "/", "", "
", "около" и т.п. приведенные в абзаце выше), сопровождается знаком "1", то участник закупки в своей заявке, должен указать конкретное значение показателя в соответствии с установленными требованиями (в приложении N5), а также в соответствии с требованиями ГОСТ указанными в обосновании к позициям. Таким образом, заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки, конкретных значений показателей результатов испытаний, и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки, конкретных значений показателей результатов испытаний, и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
II. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пункт 12.4 проекта Контракта содержит различные размеры фиксированного штрафа в зависимости от цены контракта и характера нарушения условий контракта. Контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта,
Заказчиком установлены в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта.
Таким образом, Заказчиком соблюдены положения Закона о контрактной системе, устанавливающие ответственность сторон.
Заказчиком в п. 12.4.3. приведен обширный перечень возможных нарушений условий контракта, за которые предусмотрена ответственность, определяемая в соответствии с п. 3 или п. 6 Правил, в зависимости имеет ли нарушение стоимостное выражение.
Пункт 12.4.3. и пункт 12.7. на которые ссылается Заявитель, раскрывают возможные нарушения условий контракта и являются элементами раздела контракта, устанавливающего ответственность, и подлежат взаимосвязанному системному толкованию.
В зависимости от характера нарушения условий контракта (имеющее стоимостное выражение, либо не имеющее стоимостного выражения) применяется штраф в виде фиксированной суммы, определяемое, как процент от цены контракта, либо 1000 руб., 5000 руб., 10000 руб., 100000 руб., в зависимости от цены контракта.
Правительство РФ и Закон о контрактной системе не раскрывают нарушений, которые не имеют стоимостного выражения, таким образом, Заказчику необходимо самостоятельно определить имеет ли нарушение стоимостное выражение либо нет.
III. Доводы Заявителя об установлении в Техническом задании значений, вводящих участников закупки в заблуждение, поскольку стандартом такие значения не предусмотрены и о содержащихся в пункте 5.3.5 контракта противоречивых условий в отношении размера аванса признаются необоснованными поскольку 16.08.2018 Заказчиком внесены изменения в Приложение N5 к Аукционной документации "Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ": "...Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) световозвращающих элементов пленочного типа при угле наблюдения а- 20 должен быть не менее значений, указанных в таблице...", и в п. 5.3.5., определяющий размер аванса: "...Заказчик производит авансирование части стоимости работ в размере 20 % от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год после предоставления Подрядчиком счёта на перечисление аванса и запроса на выдачу аванса.
Последующее авансирование выполняемых работ в размере, указанном в настоящем пункте Контракта, Заказчик вправе осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, после подтверждения выполнения Подрядчиком предусмотренных Контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа. При этом общая сумма последующего авансирования не может превышать 20 (двадцать) процентов от лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год...".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом б части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дороги Сибири" на действия Заказчика при проведении закупки N 0302100003018000068 необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 августа 2018 г. N 04-50/481-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018