Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>
в отсутствие:
представителей МБОУ "Цагатуйская средняя общеобразовательная школа имени Сосорова Нимбу Сосоровича" (далее - Заказчик), ООО "Строй" Центр" (далее - Заявитель 1), ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (далее - Заявитель 2), ООО "Перспектива" (далее - Заявитель 3), ООО "СтройТех" (далее - Заявитель 4), ООО "ЛидерГрупп" (далее - Заявитель 5), ООО "Контракт" (далее - Заявитель 6), ООО "Окна Столицы" (далее - Заявитель 7), ООО "Аспект" (далее - Заявитель 8), уведомленных надлежащим образом, от МБОУ "Цагатуйская средняя общеобразовательная школа им. Сосорова Н.С." и ООО "СтройТех" направлены ходатайства о рассмотрении в отсутствие представителей,
рассмотрев жалобы ООО "СтройЦентр" (вх. от 14.08.2018 N 5130), ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (14.08.2018 N 5131), ООО "Перспектива" (14.08.2018 N 5134), ООО "СтройТех" (14.08.2018 N 5135), ООО "ЛидерГрупп" (15.08.2018 N 5142), ООО "Контракт" (15.08.2018 N 5147), ООО "Окна Столицы" (вх. от 15.08.2018 N 5152) и ООО "Аспект" (15.08.2018 N 5154) на действия МБОУ "Цагатуйская СОШ им. Н.С. Сосорова" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБОУ "Цагатуйской средней общеобразовательной школы имени Сосорова Н. С.", с реестровым номером - 0302300126618000001 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Суть доводов, изложенных в жалобах сводится к следующему:
1) Заказчиком не опубликовано заключение экспертизы сметной стоимости в составе документации о закупке, что приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта (довод жалобы ООО "СтройЦентр");
2) при описании объекта закупки в Техническом задании документации об электронном аукционе заказчиком допущены нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и установлении требований к товарам, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Закон не обязывает участника иметь товар в наличии на момент подачи заявки. Выше установленные требования можно определить только методом испытания (доводы жалоб ООО "РемточстройИнжиниринг", ООО "Перспектива", ООО "СтройТех", ООО "Контракт", ООО "Окна Столицы", ООО "Аспект");
3) В аукционной документации условие о том, что у участника отсутствуют ограничения для участия в закупках в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствует (доводы жалобы ООО "Перспектива", ООО "Окна Столицы", ООО "Аспект");
4) В соответствии с п. 13 Информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Поскольку в ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ отсутствуют обязательные требования к содержанию в составе первой части заявки информации о знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентов (при наличии), полезных моделей (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара, считаю, что Заказчиком установлены излишние требования к содержанию первой части заявки. (доводы жалобы ООО "ЛидерГрупп", ООО "Окна Столицы");
5) Поскольку объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства, следовательно, Заказчик обязан установить требование к участникам об обязательном членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов СРО, между тем в документации такие требования отсутствуют (довод жалобы ООО "ЛидерГрупп");
6) Нарушение части 1 статьи 2, пункта З статьи 63 Закона о контрактной системе, в части сокращения сроков подачи заявок на участие (доводы жалобы ООО "Контракт", ООО "Окна Столицы");
7) Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе (довод жалобы ООО "Контракт");
8) Заказчик неправомерно указал разные Идентификационные коды закупки в разных частях документации (довод жалобы ООО "Контракт");
9) Заказчик не установил обязательные требования согласно п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе (доводы жалоб ООО "Контракт", ООО "Окна Столицы");
10) Проект контракта Заказчика не учитывает изменения вступивший в силу с 01.07.2018 г. Например: ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, где говорится о ключевой ставки ЦБ РФ, а в разделе 8 проекта контракта Заказчика говорится о ставке рефинансирования ЦБ РФ. (довод жалобы ООО "Окна Столицы").
Просят провести проверку, выдать предписание об устранении выявленных нарушений и привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Заказчиком направлен отзыв на жалобы, в котором доводы жалоб признаются Заказчиком обоснованными, кроме довода ООО "СтройЦентр" о необходимости размещения в ЕИС заключения экспертизы сметной стоимости.
В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
31.07.2018 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона (номер извещения - 0302300126618000001) и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 010 100,00 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определяет, что документация о закупке также должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией и требованиями к строительству.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Заказчиком проектно - сметная документация размещена в ЕИС.
Поскольку заключение экспертизы сметной стоимости не является составной частью проектно - сметной документации, указанный документ подтверждает достоверность определения сметной стоимости, кроме того Законом о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика размещения подобных заключений, жалоба ООО "СтроЦентр" признается необоснованной.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением N 1 к Техническому заданию установлены требования к показателям, характеристикам товаров, используемых для выполнения работ.
Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что Приложение N 1 к Техническому заданию содержит требования к материалам, показатели которых могут быть определены только по результатам испытаний определенной партии готовой продукции (пена монтажная, бетон тяжелый, доски обрезные хвойных пород, растворитель, грунтовка, электроды, пропан-бутан, смесь техническая, бруски обрезные хвойных пород, плиты теплоизоляционные на основе базальтовых пород, кислород технический газообразный, паропроницаемая мембрана).
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, следовательно, установленные показатели не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, которые определяются опытным путем (испытания), нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 11, устанавливающей требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанное требование к участнику закупки в документации о закупке не содержится, таким образом, Заказчиком нарушены положения пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе внесены изменения.
В действующей редакции Закона о контрактной системе часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе устанавливает, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Указанные изменения не учтены Заказчиком при подготовке документации об аукционе, в первой части заявки участникам необходимо представить знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, чем нарушены положения части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки членства саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Цагатуйской средней общеобразовательной школы имени Сосорова Н. С.", цена контракта составляет более 3 млн рублей - 10 010 100 рублей.
Таким образом Заказчик должен был установить в извещении и документации об аукционе требование о наличии у участника закупки членства саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке указанное требование не установлено.
6. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Извещением о проведении аукциона установлена дата и время начала подачи заявок - 31.07.2018 15:38 ч., дата и время окончания подачи заявок - 15.08.2018 18:00 ч.
Извещение о проведении аукциона опубликовано 31.07.2018, следовательно, заявки на участие в аукционе могут подаваться уже с 31.07.2018 после 15:38 ч., что не нарушает требования Закона о контрактной системе. Заказчиком 15-дневный срок для подачи заявок на участие в Аукционе соблюден.
Довод Заявителей признается несостоятельным.
7. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Извещение о проведении электронного аукциона, сформированное в электронном виде на официальном сайте Единой информационной системы http://zakupki.gov.ru, не содержит требования, предъявляемые заказчиком к участникам аукциона согласно части 1.1. ст. 31 Закона о контрактной системе, вместе с тем в разделе 17 документации об аукционе установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Кроме того, указанное извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Установлено, что в документации об аукционе и в проекте контракта установлен идентификационный код закупки -183030400396603040100100050010000000, вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона указан код - 183030400451103040100100040010000000.
Указанные разночтения не обеспечивают взаимосвязь документов, что приводит к нарушению части 2 статьи 23 настоящего закона. Вместе с тем, данное нарушение не привело к ограничению количества участников закупки, так как было подано три заявки и Аукцион признан состоявшимся.
9. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе В контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что проект контракта, размещенный в ЕИС в составе аукционной документации по закупке N 0302300126618000001 содержит условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
10. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 8.3 проекта контракта Заказчиком установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
С 1 января 2016 года ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования в 2018 году.
Допущенное несоответствие требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе не влияет на результаты торгов и не ограничивает количество участников закупки.
Заявитель на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы не присутствовал, какие-либо доказательства в обосновании данного довода не представил.
Следовательно, довод Заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СтройЦентр" необоснованной;
2. Признать жалобы ООО "Ремточстрой Инжиниринг", ООО "Перспектива", ООО "СтройТех", ООО "ЛидерГрупп", ООО "Аспект" обоснованными;
3. Признать жалобы ООО "Контракт" и ООО "Окна Столицы" обоснованными в части.
4. Признать Заказчика нарушившим часть пункта 1 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, пункты 1 и 11 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 66, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 2 статьи 23, пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе;
5. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
6. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 21 августа 2018 г. N 04-50/490-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018