Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Дельта" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20566/18 от 13.08.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 08.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200005518000087. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 903 058,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком, в п. 15 Специальной части установлена инструкция по заполнению заявки, согласно которой:
"В составе заявки участник закупки должен предоставить свое конкретное предложение по объекту закупки, представив сведения, оформленные по Форме "Технологическая карта" являющейся приложением N1 к форме "Предложение об объекте закупки" Приложения N 3 к части II (специальной части) настоящей документации по каждому блюду из исчерпывающего перечня блюд, содержащемуся в Приложениях N 2.1-2.2 к части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации".
Заказчиком, в Приложении N 2.1-2.2. к Части III представлено цикличное двухнедельное сбалансированное меню рационов питания, содержащее раздел "Технологическая и нормативная документация / сборник рецептур", состав которого определяется рядом четырехзначных чисел.
Так же, Заказчиком, в Приложении N1 к форме "Предложение об объекте закупки" установлено примечание к графе "Сборник рецептуры":
"Должно содержать N рецептуры и наименование сборника рецептур (с наименованием года выпуска) блюд, кулинарных изделий, мучных кондитерских и булочных изделий для предприятий общественного питания, официально изданные на территории РФ по которым приготовляется соответствующее блюдо".
Таким образом, Приложением N 2.1. - 2.2. установлено требование к определенным годам нормативной документации, однако, одновременно с этим, в форме "Предложение об объекте закупки" участник самостоятельно определяет нормативную документацию по рецептуре (в том числе год ее формирования).
Следовательно, данный довод жалобы признается обоснованным.
Заказчиком, в Приложении N 2.1-2.2. к Части III представлено цикличное двухнедельное сбалансированное меню рационов питания, содержащее раздел "Витамины", "Минеральные вещества" состоящие из граф "В1, С, А, Е", "Са, Р, Mg, Fe".
Вместе с тем, в Приложении N1 к форме "Предложение об объекте закупки" разделы "Витамины", "Минеральные вещества" установлена таблица:
Химический состав, витамины и микроэлементы на 1 порцию
Белки (г): |
|
|
Ca (мг): |
|
Жиры (г): |
|
|
Mg (мг): |
|
Углеводы (г): |
|
|
Fe (мг): |
|
Эн. ценность (ккал): |
|
|
C (мг): |
|
что не соответствует условиям Приложения N 2.1-2.2. к Части III.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе выраженное в установлении ненадлежащего порядка предоставления сведений об объекте закупки.
2. Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Заказчиком, в п. 5.1. Технического задания документации о закупке установлено:
"Для оказания услуг по организации питания Исполнителю необходимо предоставить квалифицированный персонал:
Зав. производством - Высшее профессиональное образование по специальности: _;
Повара - не ниже _ разряда (_ человека);
Санитарный врач - Высшее профессиональное образование _
Ветеринарный врач - Высшее профессиональное образование _
Услуги будут осуществляться персоналом той квалификации, в отношении которой представлены сведения к участию в конкурсе".
Вместе с тем, возможность установления таких требований к трудовым ресурсам в рамках Технического задания не предусмотрена положениями Закона о контрактной системе, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке ненадлежащим образом сформировано требование к объему предоставления документов по критерию "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Согласно п. 11.2.1 раздела 11 Части 2 документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов":
"Сведения, указанные в форме в соответствии с Приложением N 6 к специальной части настоящей конкурсной документации, должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов: штатного расписания участника (по унифицированной форме N Т-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1); документов, подтверждающих наличие специального образования и/или свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, позволяющих работать в соответствующей должности; действующей на дату рассмотрения и оценки конкурсных заявок медицинской (санитарной) книжки; трудовой книжки, подтверждающей факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником (в случае если для сотрудника работа у участника закупки является основной); трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений между участников закупки и сотрудником, приказа о приеме на работу".
Согласно доводам жалобы Заявителя, установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" в части требований для получения максимального количества баллов по показателю о предоставлении сведений об образовании сотрудников участников закупки, не позволяет объективно оценить конкурсные заявки.
Положениями Закона о контрактной системе и Правилами не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", следовательно, Заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Согласно порядку оценки конкурсной комиссией Заказчика, оценивается количество сотрудников, соответствующих требованиям Заказчика в части минимальных требований к уровню образования. Таким образом, оценка количества сотрудников не может являться субъективным порядком оценки.
В связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный Заказчиком в документации о закупке порядок оценки позволяет определить соответствие участника закупки требованиям Заказчика, следовательно, позволяет произвести объективную оценку конкурсных заявок.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
4. Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в том числе могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п. 11 Правил.
Пунктами 10 и 11 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно позиции Заявителя, критерии оценки показателя имеет неравнозначные разделы и как следствие непропорциональную шкалу оценки.
Заказчиком, по критерию оценки установлена следующая шкала:
"Начисление баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" производится в соответствии со шкалой оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Кол-во присуждаемых баллов |
1. |
Сведения не представлены. |
0 баллов |
2. |
Представлены сведения о наличии материально-технической базы |
100 баллов |
По показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" начисление баллов производиться за предоставление сведений о материально-технической базе, включающей в себя не менее одного складского помещения, трех холодильных камер с поддерживаемым постоянным температурным режимом от 0 0С до минус 18 0С, четыре холодильных камер с поддерживаемым постоянным температурным режимом от плюс 5 0С до минус 5 0С, шесть изотермических автотранспортных средств, два транспортных средств, оборудованных холодильной камерой с поддерживаемым постоянным температурным режимом от 0 0С до минус 18 0С, весоизмерительное оборудование в следующем количестве: грузоподъемностью до 150 кг. в количестве не менее 1 шт., грузоподъемностью до 60 кг. в количестве не менее 2 шт., грузоподъемностью до 20 кг. в количестве не менее 1 шт".
Таким образом, конкурсная документация содержит шкалу оценки, которая определяет зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию.
В соответствии с конкурсной документацией предоставление для оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" документов не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки победителя конкурса, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данные документы или нет.
Доказательства, свидетельствующие о том, что установленные требования к объему представляемых контрактов ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, Заявитель на Комиссию УФАС не предоставил. Более того, возможность получить положительные баллы по спорному показателю не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Так же, установление требований к ряду характеристик оборудования не противоречит Закону о контрактной системе и Правилам. Объем требований по каждому критерию, согласно пояснениям Заказчика, обусловлен собственными потребностями, что так же не регулируется Правилами. Кроме того, в рамках Правил отсутствует указание на то, какой в точности объем ранее представленных контрактов в квалификации следует считать сопоставимы.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки (шкала оценки), установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 50, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дельта" частично обоснованной.
2. Признать в действиях должностного лица Заказчика нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе Заказчику, его конкурсной комиссии не выдавать, поскольку на дату заседания Комиссии УФАС отсутствуют доказательства того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 августа 2018 г. N 44-3956/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018