Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГУП "Инпредсервис" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20503-ЭП/18 от 13.08.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на осуществление закупки строительных материалов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.07.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0572200000818000117. Начальная (максимальная) цена контракта - 453 302,57 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части необоснованного принятия решения об отказе ООО "ПромЭнерго" в допуске к участию в аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.07.2018 N0572200000818000117-0, Заявителю (заявка N 103563094) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ), а именно:
- по товару "Пена монтажная 1" по показателю N 5 "Время полного затвердивания" заявки указал значение показателя "Время полного затвердивания - 24 часа", что не соответствует требованиям документации, утвержденной Заказчиком, по показателям, которые не могут изменяться, а именно: "Время полного затвердивания - не более 24 часов". Согласно пункту 2 раздела 6 Технического заданияк документации об электронном аукционе по показателям, которые не могут изменяться (показатели, (характеристики) значения, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика), участник закупки указывает значение, установленное Заказчиком или значения, которые являются улучшенными по сравнению с качествами и соответствующими техническими и функциональными характеристиками товара, указанными Заказчиком в описании товара. Участник закупки предложил значение показателя отличное от установленного Заказчиком и не являющегося улучшенным, то есть участник закупки изменил значения показателей, которые согласно документации не могут изменяться, что является нарушением требований документации об аукционе;
- по товару "Маска битумная" по показателю N 3 "Время окончательного набора свойств" заявки указал значение показателя "Время окончательного набора свойств - 7 суток", что не соответствует требованиям документации, утвержденной Заказчиком, по показателям, которые не могут изменяться, а именно: "Время окончательного набора свойств - не более 7 суток". Согласно пункту 2 раздела 6 Технического задания к документации об электронном аукционе по показателям, которые не могут изменяться (показатели, (характеристики) значения, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика), участник закупки указывает значение, установленное Заказчиком или значения, которые являются улучшенными по сравнению с качествами и соответствующими техническими и функциональными характеристиками товара, указанными Заказчиком в описании товара. Участник закупки предложил значение показателя отличное от установленного Заказчиком и не являющегося улучшенным, то есть участник закупки изменил значения показателей, которые согласно документации не могут изменяться, что является нарушением требований документации об аукционе;
-по товару "Пена монтажная 2" по показателю N 8 "Время полного затвердивания" заявки указал значение показателя "Время полного затвердивания - 24 часа", что не соответствует требованиям документации, утвержденной Заказчиком, по показателям, которые не могут изменяться, а именно: "Время полного затвердивания - не более 24 часов". Согласно пункту 2 раздела 6 Технического задания к документации об электронном аукционе по показателям, которые не могут изменяться (показатели, (характеристики) значения, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика), участник закупки указывает значение, установленное Заказчиком или значения, которые являются улучшенными по сравнению с качествами и соответствующими техническими и функциональными характеристиками товара, указанными Заказчиком в описании товара. Участник закупки предложил значение показателя отличное от установленного Заказчиком и не являющегося улучшенным, то есть участник закупки изменил значения показателей, которые согласно документации не могут изменяться, что является нарушением требований документации об аукционе".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, необходимым к поставке, установлены Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию документации.
Так, при описании закупаемого товара (товарные позиции NN 15,16 Пена монтажная 1 иПена монтажная 2) Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: Время полного затвердевания - не более 24 часов, при этом указанное значение отнесено Заказчиком к показателям, (характеристики) значения которых не могут изменяться. При описании товарной позиции N 22 "Мастика битумная"Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:Время окончательного набора свойств - не более 7 суток.Указанное значение отнесено Заказчиком к показателям, (характеристики) значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Так, указанная инструкция установлена Заказчиком в разделе 6 части IIIдокументации об аукционе.
Согласно п. 2 установленной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки, Заказчиком, в целях определения соответствия товара, предлагаемого к поставке участником закупки, установлены требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в техническом задании документации об аукционе.
В описании товара заказчиком использованы следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, (характеристики) значения, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика.
Заказчиком установлен порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
по первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник закупки указывает значение, установленное заказчиком или значения, которые являются улучшенными по сравнению с качествами и соответствующими техническими и функциональными характеристиками товара, указанными в описании товара.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что значения показателей "Время полного затвердевания" и "Время окончательного набора свойств" отнесены Заказчиком ко второму виду показателей (также подтверждается содержанием протокола рассмотрения заявок), при описании которых участник указывает значение, установленное заказчиком или значения, которые являются улучшенными по сравнению с качествами и соответствующими техническими и функциональными характеристиками товара, указанными в описании товара.
Исходя их буквального толкования положений инструкции, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в рассматриваемом случае при указании значений вышеуказанных показателей участник закупки имел возможность указать значения, отличные от установленных в документации. Также Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемой документации Заказчиком не определены критерии, по которым участник закупки, аукционная комиссия должны установить, какие значения являются лучшимидля Заказчика по отношению к значениям, установленным в документации.
Проанализировав содержание первой части заявки Заявителя, Комиссия УФАС констатирует, что при описании рассматриваемых товарных позиций участником указаны следующие значения:
- товарные позиции NN 15,16 Пена монтажная 1 и Пена монтажная 2: Время полного затвердевания - 24 часа,
- товарная позиция N 22 "Мастика битумная": Время окончательного набора свойств - 7 суток.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что участником закупки предложены к поставке товары, характеристики которых удовлетворяют подробности Заказчика, поскольку значения показателей рассматриваемых товарных позиций, указанные в заявке, соответствуют требованиям, установленным в документации.
Учитывая отсутствие в документации критериев определения значений показателей, которые являются лучшими для Заказчика, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в рассматриваемом случае не представляется возможным достоверно определить являются ли значения показателей, предложенные Заявителем, лучшими или лучшими относительно значений, установленных в документации.
С учетом вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что у аукционной комиссии отсутствовали достаточные основания для принятия решения об отказе Заявителю в допуске к участию в рассматриваемом аукционе по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок. Приняв решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке, аукционная комиссии нарушила требования ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Также, в результате внеплановой проверки указанных обстоятельств закупки Комиссия УФАС приходит к выводу, что отсутствие в инструкции по заполнению заявок критериев определения лучших характеристик, предлагаемых участниками товаров по отношению к значениям, установленным в документации, создает препятствие для заполнения первых частей заявок, поскольку создает неопределенность требований к описанию участниками закупки предлагаемых товаров. В связи с чемКомиссия УФАС приходит к выводу, что содержащаяся в разделе 6 части III "Техническое задание" документации об аукционе инструкция по заполнению заявок является ненадлежащей, а соответственно в действиях Заказчика содержится нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика, его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Заместитель
председателя Комиссии УФАС
Члены Комиссии УФАС
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГУП "Инпредсервис"
наб. Кутузова, д. 34,
Санкт-Петербург, 191187
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
ООО "ПромЭнерго"
Богатырский пр., д.18, к.3, лит.А, офис 308,
Санкт-Петербург, 197347
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3983/18
20.08.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3983/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГУП "Инпредсервис",его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 5 ст. 67, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0572200000818000117;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0572200000818000117 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0572200000818000117 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 05.10.2018.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Заместитель
председателя Комиссии УФАС
Члены Комиссии УФАС
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 августа 2018 г. N 44-3983/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018