Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ЗАО "Биокад" (г.Санкт-Петербург) на положения документации электронного аукциона на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 2 г.Владимира" (извещение N 0128200000118007922) в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Городская больница N 2 г.Владимира" (доверенность от 14.08.2018 N б\н).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 757-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Биокад" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 2 г.Владимира" (извещение N 0128200000118007922).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В частности в нарушение положений пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках одного контракта (одного лота) объединены несколько лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями.
Также в состав лота включены уникальные препараты (МНН "Фулвестрант", МНН "Этанерцепт") и, соответственно заказчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 N 929.
Кроме того, заказчиком в составе одного лота (предмета закупки) были объединены не только лекарственные препараты с разными МНН (два из которых являются уникальными), но и лекарственные препараты разных фармако-терапевтических и анатомо-терапевтических химических групп. ЗАО "Биокад" является российским производителем импортозамещающих лекарственных средств, в частности лекарственных средств с МНН "Инфликсимаб". При этом ЗАО "Биокад" не производит иные лекарственные препараты, которые объединены заказчиком в одной закупке.
В связи с тем, что заказчик объединил в одном лоте лекарственные средства с разными МНН, технологически и функционально не связанных между собой, ЗАО "Биокад" было лишено возможности принять участие в закупке, что является ограничением конкуренции.
В силу изложенного, заявитель просит аннулировать вышеуказанный электронный аукцион в связи с его несоответствием законодательству РФ, выдать заказчику, уполномоченному органу, обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений действующего законодательства.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
Довод заявителя о нарушении норм законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок в связи с объединением в один лот лекарственных препаратов различных фармако-терапевтических групп заказчик полагает необоснованным, так как заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции.
Выводы заявителя, сделанные на том основании, что факт со стороны ВОЗ фармацевтической субстанции уникального МНН свидетельствует о том, что такая субстанция по своим потребительским свойствам и особенностям применения не может быть сопоставима с иными существующими веществами и следовательно, по мнению заявителя, лекарственные препараты являются технологически и функционально не связанными между собой.
Однако технологическая и функциональная связь между лекарственными препаратами должна рассматриваться не с точки зрения уникальности МНН, а с точки зрения эффекта, оказываемого на организм человека. Согласно пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Относительно лекарственных препаратов с МНН "Фулвестрант" и МНН "Этанерцепт" заказчик сообщает следующее. В реестре лекарственных препаратов под МНН "Этанерцепт" зарегистрировано два лекарственных препарата с торговыми наименованием "Энбрел" двух различных производителей - Пфайзер Инк (США) и Вайет Вайтхолл Экспорт ГмбХ (Австрия).
Лекарственный препарат с МНН "Фулвестрант" имеет одно торговое наименование "Фазлодекс", однако на территории Российской Федерации упаковку, фасовку и выпускающий контроль качества осуществляют ЗАО "Здоровье" и ООО "АстраЗенека Индастриз".
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление РФ от 17.10.2013 N 929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере (за исключением случаев, указанных в пункте 2
настоящего постановления):
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;2,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей;5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. рублей.
Начальная (максимальная) цена указанной закупки составляет 998 883 рублей.
Таким образом, в данном случае, объединение в рамках одной закупки нескольких лекарственных препаратов с различными МНН, само по себе не является нарушением положений пункта 1 части 6 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Между тем, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 установлено, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств: лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Как следует, из информации, содержащейся в государственном реестре лекарственных средств под МНН "Этанерцепт" зарегистрированы лекарственные препараты двух различных производителей (Пфайзер Инк (США) и Вайет Вайтхолл Экспорт ГмбХ (Австрия)) с аналогичными дозировками и лекарственными формами.
Однако под МНН "Фулвестрант" зарегистрирована продукция единственного производителя АстраЗенека ЮК Лимитед (Великобритания) с торговым наименованием - Фазлодекс, то есть в данном случае лекарственный препарат является уникальным и его поставка должна осуществляться путем проведения отдельной закупки.
Вместе с тем, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрен прямой запрет на включение в состав одного лота (предмета закупки), лекарственных препаратов, относящихся к различным фармако-терапевтическим и анатомо-терапевтическим химическим группам. Комиссия полагает, что заявителем не представлены надлежащие документальные доказательства того, что такое объединение может привести к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ЗАО "Биокад" (г.Санкт-Петербург) на положения документации электронного аукциона на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 2 г.Владимира" (извещение N 0128200000118007922) частично обоснованной (в части включения в предмет закупки уникального препарата по позиции МНН "Фулвестрант").
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
_________________________________________________________________________
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78
e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 757-04/2018
16 августа 2018 года г. Владимир
Резолютивная часть оглашена 16.08.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
специалиста-эксперта,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ", пунктов 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 757-04/2018 от 16.08.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Городская больница N 2 г.Владимира" устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в документацию электронного аукциона на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 2 г.Владимира" (извещение N 0128200000118007922) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 757-04/2018 от 16.08.2018,
- продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (N извещения 0128200000118007922) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок,
2. Комиссии по проведению электронного аукциона на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 2 г.Владимира" (извещение N 0128200000118007922) устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии.
3. Оператору электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- обеспечения внесения изменений в документацию об электронном аукционе на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 2 г.Владимира" (извещение N 0128200000118007922) в соответствии с решением по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 757-04/2018 от 16.08.2018,
- обеспечения возможности отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии.
- обеспечения продления срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ,
- обеспечения участникам закупки, ранее подавшим свои заявки, отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения.
Настоящее предписание необходимо исполнить в срок до 06 сентября 2018 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России в срок до 09 сентября 2018 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 августа 2018 г. N Г 757-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018