Резолютивная часть решения оглашена 17.08.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_>,
членов Комиссии:
<_>,
<_>,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "СИС Медикал" на положения документации об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на закупку расходных материалов для ОРХМДиЛ для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N 0128200000118007435) в присутствии:
представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница": <_>, <_>;
представителя заявителя - ООО "СИС Медикал": <_>.
Уполномоченный орган - департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии его законного представителя.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 765-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СИС Медикал" (далее - Заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на закупку расходных материалов для ОРХМДиЛ для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N 0128200000118007435).
Заявитель в своей жалобе указал, что размещенная документация (N 0128200000118007435) содержит положения, нарушающие требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приводящие к ограничению количества участников закупки.
1. Заказчиком установлены следующие конкретные требования к товару, ограничивающие участников: профиль стента на баллоне "0.034" или "0.038"; толщина стенки страта (ламели) 0.070 мм или 0.080 мм; требования к длинам стента.
2. Согласно п. 50.2 Информационной карты заказчик установил ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 N 1469 "Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия отклоняет все заявки по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке стентов для коронарных артерий и катетеров, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая содержит предложение о поставке стентов для коронарных артерий и катетеров, страной происхождения которых является Российская Федерация.
3. Заявитель, руководствуясь положениями законодательства о контрактной системе, направил заказчику запрос на разъяснение положений документации, в соответствии с которым, по мнению общества, получил формальный ответ, не проведя анализ, поступившей аналитической информации.
4. Заказчиком нарушена статья 33 Закона о контрактной системе в части включения заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара.
По мнению общества, установление в техническом задании уникальных характеристик единственного производителя неправомерно, если совокупность требований к товару указывает на единственного производителя.
Таким образом, устанавливая избыточные характеристики к поставляемому товару не отражающие реальную потребность заказчика, вводят участников аукциона в заблуждение, и исключают возможность поставки идентичных медицинских изделий других производителей, прежде всего, отечественного.
5. Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, так как в наименовании товара указана потребность в стенте с лекарственным покрытием, а в значениях показателе товара потребность в непокрытом стенте.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной.
В обоснование действий заказчика, представители поясняют следующее.
1. Техническое задание было сформировано с учетом проведенного анализа соответствующего рынка. В результате чего выявлено три производителя необходимого медицинского изделия с указанными характеристиками: <_>, <_>, <_>. Представителями в подтверждение своего заключения в материалы дела прилагают регистрационные удостоверения указанных медицинских изделий, а так же письмами официальных дистрибьюторов.
Кроме изложенного, представители отмечают факт того, что при отсутствии у поставщика возможности или желания предложить товар с требуемыми заказчику характеристиками не может являться основанием для внесения изменений в аукционную документацию.
2. Установленное заказчиком ограничение в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.12.2017 N 1469 "Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является обязательным для применения.
3. Запрос на разъяснения положений документации был дан в соответствии с законодательством о контрактной системе.
4. В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с указанной нормой заказчик, определяя требования к объекту закупки, которые соответствует его потребностям, с учетом необходимости решения медицинским персоналом задач по оказанию качественной медицинской помощи населению, не обязан исходить из возможностей конкретного поставщика.
Использование стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, с обозначенными в техническом задании характеристиками является для работников медицинского учреждения принципиально важным и необходимым условием для качественного выполнения своей профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным Законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
5. Приложение N 2 к информационной карте документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку расходных материалов для ОРХМДиЛ содержит технические, качественные и функциональные характеристики товара, а именно: "Стерильное нерассасывающееся трубчатое изделие [непокрытый металлический стент], предназначенное для имплантации в коронарную артерию или трансплантат из подкожной вены сердца для поддержания полостной проходимости сосуда и увеличения диаметра просвета обычно у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца_".
Положения подпункта б пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) указывают, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Представители заказчика дополнительно обращают внимание Комиссии, что в соответствии с подпунктом б пункта 2 Правил, при описании объекта закупки код позиции каталога указывать не обязательно, поэтому заказчиком был указан только код ОКПД2.
Таким образом, ГБУЗ ВО "ОКБ" считает, что техническое задание составлено в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и на основании изложенного просит признать жалобу ООО "СИС Медикал" необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000118007435 на закупку расходных материалов для ОРХМДиЛ.
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 409 400.00 рублей.
Рассмотрев документацию данного электронного аукциона, Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
1. Проанализировав регистрационные удостоверения на медицинское изделие "Стенты коронарные" производителей: <_>, <_>, <_> Комиссия Владимирского УФАС пришла к выводу, что по характеристикам заявленным у заказчика к: профилю стента на баллоне, толщине стенки страта (ламели), длинам стента соответствуют два производителя, следовательно довод заявителя об ограничении количества участников закупки не находит подтверждения.
2. В п. 50.2 Информационной карты документации об электронном аукционе установленно ограничение в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.12.2017 N 1469 "Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия установила, что указанное постановление носит обязательный для применения характер, за исключением случаев:
а) размещения извещений об осуществлении закупок стентов для коронарных артерий и катетеров в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направления приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;
б) осуществления закупок стентов для коронарных артерий и катетеров заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.
Комиссия Владимирского УФАС признала довод заявителя в части отклонения аукционной комиссией всех заявок по результатам рассмотрения вторых частей несостоятельным в виду того, что по окончании срока подачи заявок до 13.08.2018 09:00:00 была подана единственная заявка от участника закупки, с порядковым номером: 1. Комиссия рассмотрела единственную заявку участника закупки и документы, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона N 44-ФЗ и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в этом аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, единственного участника на предмет соответствия требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе 0128200000118007435 и приняла решение признать заявку соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об электронном аукционе.
3. Закон о контрактной системе не предусматривает установления требований к форме ответа на разъяснения положений документации.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На основании анализа указанной нормы Комиссия делает вывод о том, что довод общества не находит подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющимся значимыми для заказчика; также не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, на заседании Комиссии и в составе жалобы заявитель не предоставил документов и сведений, подтверждающих указанный довод жалобы.
Таким образом, заявленный довод заявителя является несостоятельным.
5. Комиссия Владимирского УФАС установила, что наименование товара, а также технические, качественные характеристики товара, были указаны заказчиком в Приложении N 2 к информационной карте документации об электронном аукционе.
Согласно указанному приложению наименование товара определяется заказчиком как "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" с кодом по ОКПД2: "32.50.13.190" и техническими, качественными характеристиками товара: "Стерильное нерассасывающееся трубчатое изделие [непокрытый металлический стент], предназначенное для имплантации в коронарную артерию или трансплантат из подкожной вены сердца для поддержания полостной проходимости сосуда и увеличения диаметра просвета обычно у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца. Изделие может быть введено и проведено к месту имплантации с помощью баллонного катетера, который вызывает расширение изделия при раздувании баллона, или оно может быть доставлено специальным инструментом и самостоятельно расшириться после высвобождения. Может представлять собой сплошную трубку, сетчатую структуру или иметь разветвленную конструкцию (например, в форме Y-образной трубки)".
Согласно подп. б пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определяет, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Каталог товаров, работ и услуг (далее - КТРУ) под кодом 32.50.13.190-02616 определяет "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" с кодом ОКПД2 "32.50.13.190" и описанием "Стерильное нерассасывающееся трубчатое изделие [непокрытый металлический стент], предназначенное для имплантации в коронарную артерию или трансплантат из подкожной вены сердца для поддержания полостной проходимости сосуда и увеличения диаметра просвета обычно у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца. Изделие может быть введено и проведено к месту имплантации с помощью баллонного катетера, который вызывает расширение изделия при раздувании баллона, или оно может быть доставлено специальным инструментом и самостоятельно расшириться после высвобождения. Как правило, изготовлено из высококачественной нержавеющей стали или кобальт-хрома (Co-Cr). Может представлять собой сплошную трубку, сетчатую структуру или иметь разветвленную конструкцию (например, в форме Y-образной трубки). Стерильное нерассасывающееся трубчатое изделие [непокрытый металлический стент], предназначенное для имплантации в коронарную артерию или трансплантат из подкожной вены сердца для поддержания полостной проходимости сосуда и увеличения диаметра просвета обычно у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца. Изделие может быть введено и проведено к месту имплантации с помощью баллонного катетера, который вызывает расширение изделия при раздувании баллона, или оно может быть доставлено специальным инструментом и самостоятельно расшириться после высвобождения. Как правило, изготовлено из высококачественной нержавеющей стали или кобальт-хрома (Co-Cr) сплава. Может представлять собой сплошную трубку, сетчатую структуру или иметь разветвленную конструкцию (например, в форме Y-образной трубки)".
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу, что Приложение N 2 к информационной карте документации об электронном аукционе в части определения наименования товара, указания кода по ОКПД2, а также технических, качественных характеристик товара составлялось заказчиком на основании КТРУ, во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следовательно рассматриваемый довод заявителя не находит подтверждения.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СИС Медикал" на положения документации об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на закупку расходных материалов для ОРХМДиЛ для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N 0128200000118007435) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 августа 2018 г. N Г 765-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018